Заметка об образовании от Олофа, учителя физики и математики

Миниатюра

Часть 2. Заметка об образовании от Олофа, учителя физики и математики:

Что из опыта Esquela Moderna может пригодится в Вверхе?

Поскольку целью многих учащихся Вверха является получение аттестата, отказаться от оценок было бы трудно, ведь нужно иметь объективный способ узнать соответствие навыков требованиям ОГЭ и ЕГЭ. Но если систему оценивания формировать вместе с учащимися путём консенсуса, вместе решать какие образовательные достижения дают сколько баллов, по какой шкале и т.д., оценивание перестаёт быть наградой или наказанием от злых и добрых духов-учителей и учительниц, а становится полезным инструментом отслеживания собственных знаний для учащихся.

Вместо традиционных учительских ролей нянька-надсмотрщик-шкаф со знаниями либертарная педагогика предлагает роль фасилитатор_ки учения: люди учатся сами, а учащие только помогают им, направляют, если требуется. Такой подход наиболее эффективен для долгосрочного запоминания и учит самостоятельности, что необходимо для развития навыка учёбы. Самостоятельность – первый шаг к субъектности, которая часто бывает подавлена.

В Вверхе уборкой занимаются сами учащиеся, что также развивает самостоятельность, и особенно здорово, когда к ним присоединяются учащие. Близко к этому стоит разрушение авторитета: учащие имеют больше знаний в некоторой области, но это не должно ставить их во властное положение. Практика критического мышления требует сомнения во всём, одинаковым требованиям к аргументации любого человека. Можно предугадать возражение: если учащиеся встанут на один уровень с учащим, будет шумно, учащиеся станут неуважительно обращаться с учащим.

Но неверно было бы называть такое состояние коллектива горизонтальным: например, если кто-то грубит другим учащимся и учащим он формирует этим новую вертикаль, и, между прочим, такое противостояние вертикалей, учительской и ученической, взаимное подавление естественно для иерархичных коллективов. Осознанное, добровольное участие на равных исключает подобные конфликты.

Актуализировать знания могут помочь смешанные уроки – в Вверхе уже проводились уроки по истории-математике, истории-английскому, космологии-анимации. Взаимное пересечение не только улучшает усвояемость материала, но и делает наглядным привычный, но неочевидный тезис о взаимосвязи различных областей знаний. Ещё один способ акуализировать знания – конференции с докладами, которые давно практикуются в Вверхе.