Северо-Запад

Программа включает два больших мероприятия – волонтерский лагерь и учебный лагерь в деревне Бельское Устье Псковской области.

ВОЛОНТЕРСКИЙ ЛАГЕРЬ

Цель лагеря – помочь воспитанникам и воспитаницам детского Дома-интерната преодолеть изоляцию, в которой оказываются ребята в закрытом учреждении, дать стимул для дальнейшего развития и сделать каникулы в стенах Дома-интерната интересными.
За годы существования лагерь качественно изменил отношения сотрудников дома-интерната к своей работе и дал толчок к развитию системы поддержки выпускников Дома-интерната.
Первый летний лагерь прошел в 2000 году. Первые волонтеры жили в поле в палатках.

В настоящий момент «Вверх» располагает домом в деревне Новопетровское, и с 2015 года летний лагерь проходит там. Волонтеры Центра два раза в год (три недели летом и неделю – зимой) приезжают в дом-интернат для детей, подростков, молодых взрослых в селе Бельское Устье, чтобы побыть вместе, найти совместные интересные занятия и преодолеть изоляцию.

А так на вопрос о том зачем проводить лагерь отвечает Ольга Владимировна Тихомирова, директор Центра «Вверх»:

Лагерь дает возможность каждому ребенку вне зависимости от его особенностей принимать участие в необычных развивающих занятиях, участвовать в проектах и просто общаться с новыми людьми. Волонтеры делятся своим жизненным опытом, который очень сильно отличается от повседневной жизни детей в стенах учреждения, и дают новые идеи для занятий сотрудникам детского дома.
Несколько лет назад впервые мы провели День Магазина, после чего администрация детского дома стала проводить его регулярно. В игровой форме дети учатся распоряжаться деньгами и делать покупки. Каждый ребенок получает игрушечные деньги за выполнение заданий волонтёров и воспитателей, после чего может потратить заработанное по собственному выбору.
Посещение детского дома в Бельском Устье часто становится важным событием для самих волонтеров. Молодые люди могут своими глазами увидеть проблемы детей с особыми потребностями и несовершенство существующей государственной системы. Для нас крайне важно вовлечь в работу с детьми молодых людей из Псковской области, чтобы изменить отношение к людям с нарушениями развития в местном сообществе.
После поездки в лагерь, многие волонтеры становятся активными членами НКО, работающими с детьми, участвуют в сборе средств, а некоторые даже решают строить карьеру в социальной сфере. Новый опыт, который приобретают волонтеры, становится толчком к созданию более активного волонтерского сообщества в России. Многие волонтеры возвращаются в лагерь из года в год, поддерживая связь с детьми по мере их взросления.

А так комментирует Наталья Козлова, педагог-психолог Бельско-Устьинского детского дома-интерната:

Из года в год мы искренне говорим о лагере, ждем его, ждут дети. У ребят интерната при обсуждении лагеря появляется улыбка на лице и множество коротких, эмоциональных рассказов с именами, похожих на приключения. Да, может быть, летний лагерь для наших ребят, действительно, небольшое приключение в мир других людей, так непохожих ни на воспитателей, которых они знаю много лет, ни на ребят из их группы. К сожалению, любой детский дом, как бы мы ни старались изменить это всевозможными экскурсиями, мероприятиями, находится в некой социальной закрытости, ограниченности. Тот опыт, который дает летний лагерь нашим детям, повторить невозможно… Для некоторых наших ребят большим достижением может быть то, что он разрешит до себя дотронуться или тихо присядет рядом с волонтером. Правда, интернат начинает жить другой жизнью в этот один летний месяц.

УЧЕБНЫЙ ЛАГЕРЬ

Цель – познакомить с миром естественных наук и помочь на практике узнать законы, по которым работает природа, дать стимул для дальнейшего развития и сделать летний отдых интересным.

Лагерь меняет отношение к биологии и географии, делая их из теоретических и абстрактных практическими и предметными, какими эти дисциплины и являются, по сути. Не говоря уже о том, что непосредственное взаимодействие с предметом дает наилучшее представление о нем.

Также мы помогаем подготовиться к школьным предметам в интенсивном формате.

При создании лагеря наши педагоги использовали оригинальные методики для работы с ребятами. Так же в программу включались элементы университетских курсов естествознаниямм, таким образом образование выходило за рамки обычного школьного курса. Наличие собственного дома для участников в деревне Новопетровское – важный момент летнего обучающего лагеря. В новом доме можно размещать большее количество людей, здесь сформирована комфортная обстановка для занятий и других мероприятий.

На время лагеря участники были разбиты на две группы. В состав исследовательской группы входили студенты, желающие погрузится в естествоиспытательный процесс. Также была составлена группа из студентов центра «Вверх», планирующих в конце года получить аттестат за 9 классов. В этой группе проводились интенсивные занятия по предметам из общеобразовательной школы.

В лагере мне очень понравилось, был там два раза, очень интересная насыщенная программа, которую создавали для нас наши любимые преподаватели из центра “Вверх” . Он не похож на те лагеря, куда мы обычно ездим, здесь все по домашнему. Спасибо все тем кто организовывал этот лагерь, за интересную учебную программу и вкусную еду и активный отдых. Ваш выпускник Евгений

Евгений, студент центра «Вверх»

Итоги учебного лагеря, который проходил в августе 2022 года:

Всего в лагере участвовало 25 человек из них 13 учащихся и 8 преподавателей, из них 4 участвовали в организации лагеря и 5 волонтёров.

В рамках программы по картографии и топографии:

Ребята познакомились с геодезическими приборами – теодолитом и нивелиром
Сделали работу по вертикальной и горизонтальной съемке с помощью нивелира, компаса и рулетки
Научились пользоваться компасом и картой, ориентироваться с помощью них на месте Познакомились с основами дешифрирования космических снимков

В рамках программы по геологии и почвоведения:

Посмотрели на структуру геологических обнажений
Описали строение разреза почвы в лесу и на пойменном лугу
Познакомились с основными почвенными характеристиками: структура, окраска, сложение и механический состав

В рамках программы киномастерской:

Научились выстраивать историю с помощью смены кадров
Погрузились в технологию создания фильма
Познакомились со структурой сценария
Студенты сняли короткометражные фильмы

В рамках программы по водной экологии:

Познакомились с водными обитателями рек Шелонь и Белка
Научились работать с определением видов
Познакомились с методами зарисовки определяемого вида
Составили списки найденных видов

В рамках программы по ботанике:

Изучили с различные жизненными формами растений (деревья, кусты, кустарнички, лианы, травинистые растения) в окрестностях деревни Ново-Петровское (лес, луг)
Научились определять виды растений с помощью определителей
Познакомились с разными растительными сообществами ( фитоценозами): молодым и старым лесом, лугом и вобными сообществами реки и старицы
Рассмотрели экологические связи между животным и растительным миром
Узнали основные виды высших растений и разделили их на мхи и сосудистые растения • Узнали что такое сукцесии (изменение растительных и нетолько сообществ)

В рамках программы по истории Древнерусского государства:

Игра про Древнерусское государство была рассчитана на всех участников лагеря. Цель игры – закрепить полученные знания по истории России IX-XII веков. Игра представляла из себя командную работа по расследованию криминальной обстановки в древнерусском городе. По ходу игры участники игры встреча персонажей, которые давали задания. Задания можно было выполнить, опираясь на знания по истории. В итоге, участники закрепил знания по истории Древнерусского государства и провели время с позитивными эмоциями.

В рамках программы по астрономии и топологии:

Изучили структуру во вселенной: планеты, звёзды, галактики;
Изучили световые единицы и посчитали время путешествия до ближайшей звезды;
Изучили узловые инварианты (ребята сами придумали задание – пытались понять, можно ли распутать узел без разрезания) и простейшие фракталы.

В рамках программ по интенсивной подготовки к аттестации знаний в области среднего образования проводились занятия по физике, биологии, химии, истории, русскому и английскому языкам.

Расширение навыков работы с информацией
Прошла конференция, на которой ребята составили презентации своих исследовательских работ по изучаемым предметам.