Семинар для сотрудников Бельско-Устьенского детского дома-интерната

Миниатюра

27-28 июня специалисты Центра “Вверх” провели выездной семинар для сотрудников Бельско-Устьенского детского дома-интерната, посвященный обучению молодых взрослых с особыми образовательными потребностями.

Семинар был проведен при поддержке Фонда президентских грантов.

Преподаватели Центра поделились методиками работы, рассказали о своем опыте преподавания особым взрослым, о наиболее успешных практиках и подходах. Площадкой для встречи стал дом Центра “Вверх” в деревне Новопетровское Псковской области.

В семинаре участвовали 19 сотрудников интерната в Бельском Устье и 7 сотрудников Центра “Вверх”.

Преподаватель Центра “Вверх” Дарья Сергеевна Андреева рассказала о мультисенсорном подходе в обучении и способах задействовать все четыре типа восприятия информации во время обучения: зрение, слух, тактильный и кинестетический рецептор. В рамках практической части все участники семинара определили свой ведущий тип восприятия информации.

Кроме того, Дарья представила свои разработки – игру “Велькро перчатка” и “Математический боулинг”, дающие хорошие результаты при работе с учениками с особыми потребностями. По итогам семинара участники подготовили 3 плана урока, составленные по принципам мультисенсорного подхода.

Преподаватель с многолетним опытом Ирина Александровна Ладыгина поделилась методикой обучения истории людей с диагнозом «умственная отсталость». Методика Ирины – правополушарная, основанная на запоминании дат, людей и исторических событий через образы. При этом важно, что образ ученик придумывает и рисует сам – именно это становится ключом к тому, чтобы запомнить историческое событие и осмыслить его.

Семинар был построен в форме диалога, в ходе которого слушатели, помимо истории, говорили о важных для всех нас вещах: о том, что мотивирует учиться, а что мешает развитию, и как обходить в работе то, что мешает.

Логопед и нейропсихолог Елена Константиновна Лобачева провела лекцию о нейропсихологии, зонах мозга и последствиях различных нарушений работы мозга.

Участники семинара ознакомились с десятком типов нейропсихологической диагностики, начиная с определения ведущего полушария и заканчивая определением, готов ли ребенок к школе. Все присутствующие освоили упражнения, помогающие установить связи между полушариями мозга.

Учитель географии Таисия Евгеньевна Язрикова рассказала на своем семинаре о преподавании основ естественных наук. Семинар был посвящен практическим наработкам: опытам из подручных материалов, где из плоского листа собирается глобус, а из объемного апельсина наоборот получается плоская карта, и другим простым способам рассказать взрослым с особыми образовательными потребностями о мире.

Опытный психолог Центра “Вверх” Анна Валерьевна Ульянова провела семинар по использованию в обучении настольных игр. Историческая игра «Таймлайн» поможет детям в интернате выстроить линию времени и расширить кругозор; «Имаджинариум» развивает абстрактное и ассоциативное мышление; «Доббль» учит анализировать форму, цвет, сравнивать размеры, держать во внимании несколько объектов; «Активити» развивает коммуникативные навыки. Развивающие настольные игры были подарены интернату.

Кроме того, сотрудникам интерната были представлены брошюры с новой концепцией обучения молодых взрослых с особыми образовательными потребностями, созданной на средства Фонда президентских грантов. Специалисты Бельско-Устьенского детского дома-интерната смогут использовать полученные материалы, знания и навыки в работе.

В свою очередь специалисты Бельско-Устьенского детского дома провели экскурсию по интернату с рассказом о своем опыте, показали комнаты детей, оформленные каждая в своем стиле, теплицу, столярную мастерскую, картины и поделки. Замечательная наработка сотрудников – сенсорные панели в коридорах интерната, созданные для того, чтобы дети, проезжая на коляске, трогали разные на ощупь поверхности.

Программа семинара для сотрудников БУДДИ и социально-ориентированных НКО по обучению молодых взрослых с особыми образовательными потребностями

27 июня, среда
10:00-11:00. Знакомство и презентация новой концепции работы с молодыми инвалидами – «День за днём». Лобачева Е.К.
11:00-12:30. Мультисенсорный подход в обучении (зарубежный опыт). Андреева Д.С.
12:30-13:30. Обеденный перерыв.
13:30-15:30. Методика преподавания истории молодым людям с диагнозом «умственная отсталость». Ладыгина И.А.
16:00. Посещение БУДДИ, знакомство с опытом работы интерната.

28 июня, четверг
9:00-10:30. Нейропсихологические приемы при обучении письму и чтению. Лобачева Е.К.
10:30-10:45. Кофе-брейк.
10:45-11:45. Преподавание основ естественных наук. Язрикова Т.Е.
11:45-13:30. Настольные игры как способ развития. Ульянова А.В.
13:30-14:30. Обеденный перерыв.
14:30-15:30. Круглый стол по итогам семинара. Модератор Ладыгина И.А.