Олоф о “Вверх”, учениках и школе Пайдейя
“А можно выйти?”, “а это надо писать?”, “а сколько клеточек отступить?” – всё это наверняка регулярно слышат учительницы и учителя центра “Вверх”. Наши учащиеся принимают важное самостоятельное решение, приходя в наш центр, и кажется важным продолжать эту линию поведения. Свободу, как и знания, не дают, а берут, а это, конечно, трудно.
С детского сада, школы людей приучают подчиняться, полагаться на авторитет, поэтому когда учащиеся встречаются с необходимостью принимать решения, они сперва теряются. На своих уроках я стремлюсь к консенсусу: мы вместе с учащимися составляем примерный план обучения и задачи конкретного урока, в какой форме будет проходить тестирование (в т.ч. время выполнения теста, шкала оценки). Думаю, учение наиболее продуктивно когда учащиеся участвуют настолько же, насколько и учащие. Последние объясняют материал, дают совет и подсказку, организуют внешнее “давление” (тесты, вопросы, домашние задания), которое помогает лучше усвоить изученное и меньше его забыть. Но запрос, “искру” формируют учащиеся, задают ход и тон уроков.
Интересный пример реализации этих идей – экспериментальная школа Пайдейя в Испании. Её основа состоит в самоорганизации. Всё, от приготовления пищи до учебного плана, организуется самими учащимися, всеми равноправно. Собираются специальные собрания, на которых выделяются сменяемые комиссии по отдельным вопросам. Конфликт также решается собранием группы, в которой этот конфликт происходит, и, как правило, не требует вмешательства учителей и учительниц. Последние организационно выполняют только вспомогательную функцию. Любопытно читать о том, как даже маленькие дети, 4-5 лет, попадая в такую среду, становятся самостоятельными и ответственными.
(с)
Олоф Забродин, учитель астрономии, физики и математики в Центре «Вверх”.