Дистанционные занятия: истории ребят из села Белогорное
Репетиторские занятия в рамках проекта “Дистанционное образование” проходят в школе-интернате села Белогорное Саратовской области четвертый год. Это совместный проект Центра “Вверх” и БФ “Волонтеры в помощь детям-сиротам”. Мы оплачиваем дополнительные уроки с детьми, живущими в интернатах: как с самыми сложными, так и с перспективными.
В этом учебном году в школе-интернате с. Белогорное на репетиторские занятия ходят 13 учеников. Уроки идут в мини-группах по два человека: в выпускных классах – по 4 урока русского и математики и 2 урока биологии в неделю, для десятиклассников – по 2 урока русского, математики, биологии в неделю.
Сотрудники рассказывают, что большинство детей попадает в интернат в конце 8 класса. Это время, когда начинается пубертатный период, подростки из неблагополучных семей уходят из дома, перестают появляться в школе, привлекают внимание правоохранительных органов – и в итоге попадают в интернат.
Вот и в этом учебном году в 9 класс школы села Белогорное Саратовской области пришли новые дети с непростой судьбой, некоторые из которых раньше почти не учились в школе. Например, Кристина никогда регулярно не ходила в школу, а последний год перед поступлением в интернат не училась совсем: была в бегах, потом в приюте. Схожая биография у Александры. У обеих девушек огромные пробелы в знаниях на уровне начальной школы, в прошлом году они не были допущены к ОГЭ.
Чтобы дать им и другим ребятам шанс, мы предоставляем дополнительные репетиторские занятия по основным предметам в рамках проекта “Дистанционное образование”. С репетитором можно разбирать основы счёта и учить таблицу умножения, не чувствуя стыда за то, что ты не знаешь это в 9-м классе. Важной частью работы учителя оказывается преодолеть страхи ученика, установки о собственной глупости и неспособности понять предмет.
Слово учителям
Учитель Мишина о Рамиле, 9 кл.
Рамил обладает высокой контактностью, быстро находит общий язык с другими людьми. Словоохотливый – может часами болтать без остановки. Он подвижный, энергичный. Если его попросить что-нибудь помочь, кроме учёбы, он всегда поможет. Быстро забывает обиды.
За время занятий научились с ним выполнять четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Кто-то подумает: “Это в девятом-то классе?”. Да, но это так.
На основании пройдённого месяца занятий, могу сделать вывод, что к концу года, с большим трудом, но будем выполнять задание на твёрдое “удовлетворительно”.
Когда он научился выполнять четыре математических действия, он сказал: “Теперь я смогу устроиться на работу”. Я удивилась и спросила: “Почему?” Он ответил: “Я же смогу теперь сосчитать свою зарплату” и радовался, как ребёнок.
Учитель Князева об Олесе, 10 кл.
Самым запоминающимся в первом полугодии случаем было то, что Олеся отказалась изучать геометрию, объясняя это тем, что 8 заданий она и по алгебре решит, а этого достаточно.
Я согласилась, что геометрия это не для нее, и мы начали решать задачи, где на клетчатой бумаге нужно было (она думала клеточки считать) найти площадь изображенной фигуры. За несколько занятий мы изучили из геометрии почти весь раздел “Планиметрии”.
Когда я ей сказала, что теперь мы можем перейти к изучению объемов, она догадалась, что все это время она сама решала задачи по геометрии. Сергей был в курсе, решал те же задачи и ни словом не обмолвился (мы с ним договорились). Хохотали все вместе. Олеся была довольна собой. Страх перед геометрией был преодолен.
Учитель Красильникова о Юрии, 9 кл.
Юрий недавно поступил в ОУ, у него сейчас трудный период адаптации, но несмотря на это он систематически посещает занятия, упорно добывает знания.
Мальчик за 2 месяца работы научился практически безошибочно выполнять 5 тестовых заданий из 13, научился писать сжатое изложение, используя приёмы сжатия текста, хотя грамотность по-прежнему на низком уровне.
Повысить грамотность и пунктуационно верно оформлять текст – цель наших занятий, а также успешно подготовиться к сдаче ОГЭ.
Учитель Большакова о Кристине, 9 кл.
Кристина из неблагополучной семьи и регулярно не обучалась в школе, последний год перед поступлением в наше учреждение вообще год не обучалась, а находилась в бегах, потом в приюте. Понятно, что регулярных занятий у девочки не было, поэтому пробелов в знаниях предостаточно. Это её второй год в 9 классе, и особого желания учиться она и здесь не проявила.
Администрация школы поставила условие, что Кристина “возьмётся за ум”, будет учиться и, если успешно сдаст ОГЭ, то её выпустят из нашего учреждения, если нет, то так здесь и останется. Это и послужило мотивацией к стремлению к успешному ОГЭ.
Нельзя сказать, что у неё глаза горели от занятий, но, по крайней мере, удавалось уговорить её регулярно посещать занятия и выполнять всё, что ей предлагалось.
По мере приближения сроков устного собеседования по допуску к ОГЭ перешли к занятиям, подготавливающим к собеседованию. На собеседовании проверяются 4 аспекта речевой деятельности: чтение текста, пересказ текста, монолог по выбранной теме и диалогическая речь по выбранной теме. И, о ужас! Оказывается, Кристина совершенно не владеет техникой чтения: темп очень медленный, паузы и логические ударения, передающие замысел автора, не умеет совершенно, нет умения соблюдать интонацию вопроса, придавать голосу нужные эмоциональные окраски и т.д., дикция плохая, произношение звуков нечёткое, о правильности чтения и говорить не приходится.
Занимались по сборнику Г.Т. Егораевой “Итоговое собеседование по русскому языку 2019”. Один и тот же текст читали по несколько раз, пока не добивались безошибочного чтения. Потом этот текст пересказывали также по несколько раз, пока пересказ отвечал предъявляемым ему требованиям. Так же работали и с двумя другими аспектами собеседования. Понемногу положение исправляется. Результат пока не отличный, но зачёт, я думаю, будет.
Девочка общительная и при добром к ней отношении может быть отзывчивой, поэтому будем надеяться на успех.
Учитель Большакова об Александре, 9 кл.
Биография Александры очень схожа с биографией Кристины. Она также нерегулярно посещала образовательные учебные заведения, также находилась в бегах и приютах, также была не допущена к ОГЭ в предыдущем учебном году. Особого рвения к занятиям не проявляет. Приходится перед каждым занятием проводить нечто вроде психологического тренинга о необходимости учёбы и получения аттестата об основном образовании.
Учитель Храмова об Александре
Александра поступила к нам в сентябре 2018 года. В начале занятий была проведена входная диагностика, были определены слабые места в знаниях и умениях Александры. На вопрос “Где можно наблюдать стоячую воду?” Ответ Александры: “На берегу, когда стоишь у реки”.
Пробелов в знаниях много. Память развита плохо. В уме не может складывать и вычитать в пределах 20. Сложение и вычитание выполняет либо с помощью линейки, либо рисует палочки. Не знает таблицу умножения. Необходима дальнейшая индивидуальная работа с ребенком.
О Юрии учитель математики Фролова
В начале занятия его долго приходится уговаривать. При разборе новой темы записывает решение с неохотой. Выполняя аналогичные задания, старается сделать всё быстро и быть свободным. Плохо знает не только таблицу умножения, но и сложение в пределах 20. Может заниматься, но очень ленится.
Если Юра изменит свое отношение к занятиям и будет добросовестно готовиться к ОГЭ, то сможет сдать экзамен на три балла.
Однажды на уроке при закреплении пройденной темы Юра сам предложил выполнить очередное задание самостоятельно без ошибок и быть свободным. Но чуда не произошло, и ему пришлось сделать еще 4 задания, проговаривая их.
Учитель Апатина про Анну, 10 кл.
За прошлый год занятий, конечно же, удалось добиться значительных результатов: Анна сдала ОГЭ, подтвердив годовую отметку «3» по предмету. При этом в начале прошлого года она не могла самостоятельно выполнить ни одного задания и техника чтения была очень слабой (дети в начальной школе читают лучше), порой плохо понимала то, о чём читала. Как можно выполнить задание, если, прочитав его, не понимаешь, о чём спрашивают? Постепенно удалось ликвидировать подобную проблему.
В этом году девочка с удовольствием начала посещать занятия, в работе появилось упорство и стремление получать знания. Читает лучше, но не на уровне 10 класса.
За два месяца удалось сделать многое, научились выполнять задания по первым позициям, ошибки допускает, но выполняет задания уверенно. Думаю, что систематическая работа поможет нам добиться результата, но, к сожалению, только на удовлетворительном уровне.
Важное о проекте
По статистике генеральной прокуратуры России, примерно 40% выпускников детдомов приобретают судимости. Наш проект “Дистанционное образование” по мере сил старается исправить эту печальную статистику, предоставляя детям из интернатов знания и навыки для самостоятельной жизни.
За три года работы проекта “Дистанционное образование” 14 учеников школы с. Белогорное поступили в колледжи, двое – в Саратовский государственный аграрный университет им. Вавилова. Четверо выпускников часто приезжают в детский дом на выходные и праздничные дни.
В этом году в проекте “Дистанционное образование” учатся более 70 учеников из 10 учреждений Московской, Тульской, Саратовской, Нижегородской, Тамбовской и Астраханской областей. Всего за пять лет в нем поучаствовали 233 подростка.