Учитель литературы о дистанционных занятиях

Миниатюра

Мы поговорили с Вероникой Казимирчик, учителем литературы проекта “Дистанционное образование”, реализуемого Центром “Вверх” и БФ “Волонтеры в помощь детям-сиротам”, о своей работе, отношениях с учениками и своем видении и восприятии.

У всех, с кем я занималась в рамках образовательного проекта, было всё очень плохо с русским языком. Мы начинали буквально с азов, с алфавита, чтобы поставить речь, чтобы переключить их с разговора в грамматику – тогда появляется системность. Самые легкие вещи, которые, как я думала, все дети усваивают со школы, воспитанники детских домов не знают, например, как проверить слово.

В университетах не обучают, как преподавать детям из интернатных учреждений. Поэтому я сама долго пыталась выстроить удобный, эффективный процесс и для меня, и для ребят. Пробовала работать по-разному, и в итоге не стала идти по обычной программе для 5, 6, 7… класса, потому что это целых 6 лет размеренного обучения. А мне нужно было все эти знания дать за 2 года.

Я решила, что эффективней будет изучать писателя в комплексе и идти по порядку.

Если изучаем писателя, то сразу говорим обо всех произведениях и читаем их соответственно. Например, если это Тургенев, то не проходим сначала «Муму», а через год «Отцы и дети». Мы проходим всё сразу, одним блоком: сначала «Муму», потом «Записки охотника», «Асю», «Отцы и дети». Говорим о творчестве и изучаем параллельно новые термины, слова. Я заметила, что так подростки лучше усваивают информацию, она не разбрасывается в голове и не забывается, кто, что написал и о чем.

Я стараюсь использовать все виды работ для развития навыков. Например, настраиваю учеников все конспектировать. Когда мы пишем от руки, весь мозг горит, задействовано много когнитивных функций, и плохо, что сейчас дети перестают писать. Обязательно с учениками ведём словарь литературных терминов. Повторяем каждый урок что-то из прошлых. Пишем эссе. Учим небольшие стихотворения. Смотрим фильмы по книгам.

Часто прошу их работать на уроке самостоятельно. Читаем вслух минимум 10 минут на уроке. Домашнее задание обязательно, чтоб не расслаблялись.

Стараюсь завысить планку заданий, уверяя их, что они могут. Отношусь к ним, как к взрослым. Иногда за хорошие результаты не даю домашнее задание.

Когда горжусь учениками, всегда говорю им об этом.

Самые любимые в проекте были девочки Кристина и Настя из Запрудни. Мы занимались с ними два года, столько всего прошли. На занятия девочки ходили вдвоем – это как бегать вдвоем. Одна тянула вторую. Они хорошо сдружились, хотя до этого даже не знали друг друга. На уроки всегда приходили, потому что им было интересно узнавать новое. Ответственно относились к домашней работе, все делали, все читали. Иногда я адаптировала программу – могла дать вместо книги фильм, могла следом за большим романом выслать пересказ.

В итоге по литературе мы прошли программу 4, 5, 6, 7 класса и что-то из начала 8-9 классов за два года. У нас с ними было по 4 урока в неделю – колоссальная нагрузка для подростков, которые за время нахождения в детском доме даже книжки не читали.

Помимо учебы в нашей работе очень много личного взаимодействия. Мы с девочками много обсуждали, учились выстраивать личное пространство. Если возникал конфликт, если я говорила Кристине, что она что-то неправильно сделала, она поначалу вскипала: «Почему неправильно? Я думаю так!». Она злилась на всё, молчала, игнорировала, отрицала чужое мнение. Постепенно мы научились преодолевать эти моменты – просто мы с ней долго разговаривали. Я говорила, что я тоже в школе злилась во время уроков, мне казалось, что ко мне относятся несправедливо, что мир такой сложный. И в итоге Кристина потихоньку начала открываться, проявлять свои чувства.

Год назад ко мне попала ещё одна ученица – Оля, воспитанница коррекционной школы-интерната, закончившая Запрудненский колледж по специальности маляр. Она жила с молодым человеком. Девушка дисциплинированная, воспитанная. Она очень хотела учиться, хотела получить аттестат общеобразовательной школы. У нее были огромное желание узнавать новое и внимание к тому, что я ей рассказывала.

Во время наших занятий ее молодой человек присутствовал в той же комнате и как будто назло включал музыку. Потом, когда его не было, я спрашивала: «А тебе комфортно, когда он включает так громко видео?» Она отвечала, что нет. «Тогда почему ты не скажешь ему об этом?».

Этот молодой человек не работал, а Оля всё время его оправдывала и говорила, что он «вот-вот начнет работать». В ответ я старалась рассказывать, как я живу: что у меня есть муж, и он работает больше меня, и что неплохо, когда работают оба. Я старалась мягко помогать ей выстраивать границы. Она рассказывала мне какую-то жизненную ситуацию, и мы думали, как можно ее адаптировать к ее жизни. Знания – это скучно, но это неизбежно, и их можно получать по-разному, и тогда будет интересно.

Я всегда говорю ученикам, что я верю, что любой может достичь того, что запланировал. И ребята начинают осознавать, что в них верят.

Со временем мои ученики размягчаются, становятся более любознательными, открытыми к познанию мира, у них пропадает ощущение, что они под колпаком. Они узнают, что все люди ходят на работу, не называют друг друга глупыми, выходят в более приятный, радушный, гостеприимный мир. Ты наблюдаешь, как человек учится, его мозг работает, и в его глазах прочитывается ум. А дальше ты видишь, что подросток начинает жить той жизнью, которой он должен был жить изначально.