«Человек не должен быть один»: Ольга Тихомирова о центре «Вверх», мотивации и равных возможностях

Миниатюра

Учебный год в Центре “Вверх” начинается не 1 сентября, а на две недели позже. И напутствие ученикам дают не учителя, а девятиклассники — делятся своим опытом с теми, кому еще только предстоит получить аттестат об основном общем образовании. Задача для многих крайне сложная: сюда приходят за помощью выпускники коррекционных школ, стремящиеся продолжить образование, и молодые взрослые из психоневрологических интернатов. За 10 лет работы в программах центра участвовали более 1650 человек. Мы поговорили с Ольгой Тихомировой, директором АНО «Центр равных возможностей для детей-сирот «Вверх», о социализации через образование и о том, какие вызовы стоят перед благотворительными организациями сегодня.

– Каждый раз, когда бываю на ваших мероприятиях, поражаюсь, насколько вовлечены ребята. Будь то традиционный концерт стипендиатов фонда Владимира Спивакова в поддержку Центра, или спектакль, поставленный кем-то из выпускников, или начало учебного года – всегда много студентов и никто не хочет расходиться. Я так понимаю, проблема мотивации к учебе для ваших преподавателей не стоит. 

– Да, ребята всегда сами приходили и говорили: «Я хочу учиться», они четко понимают, зачем им это. Мы много лет работали только с выпускниками детских учреждений. Они понимают, что образование открывает больше возможностей в жизни.

14 человек получили дипломы вузов, 33 выпускника – дипломы колледжей, 41 закончил 11 классов, 166 человек — 9 классов средней школы.

Но результаты работы Центра измеряются далеко не только в аттестатах или дипломах. 50 человек трудоустроились, 17 ребят смогли выйти из ПНИ и начать жить самостоятельно.

– За 10 лет работы Центра «Вверх» студенты изменились? 

– Мотивация та же. Но в последнее время стало больше приходить детей, выросших в семьях, но в силу каких-то причин оказавшиеся в коррекционных школах. Они там хорошо учились, им было комфортно, безопасно, в свидетельстве об образовании одни пятерки. Но многие из них не ожидали, что после окончания коррекционной школы их жизненный выбор окажется таким ограниченным.

И начинается поиск вариантов — как можно это изменить. Закон об образовании сегодня предоставляет такую форму обучения, как самообразование. Можно самостоятельно изучать школьные предметы, а потом пройти промежуточную аттестацию по всем предметам курса основного общего образования. Но, конечно, самостоятельно освоить такой объем материала сложно. Не всем семьи имеют финансовые возможности найти преподавателей, которые могли бы заниматься с их детьми. И они идут к нам. Год назад мы выиграли грант Департамента социальной защиты как раз на расширение целевой аудитории и на привлечение к занятиям молодых людей в трудной жизненной ситуации, но без опыта проживания в учреждении. Их выпускники учреждений называют «домашними».

– Насколько я понимаю, это часто ребята, от которых обычные школы просто отказались. Педагогам с ними сложнее? 

– Они очень мотивированные. Сложность в другом — все студенты у нас очень разные. Конечно, мы стараемся сильных ребят, которые более быстро усваивают материал, объединять друг с другом, тех, кому тяжелее дается программа, тоже объединять. Это всегда точечная работа, потому что без лидера в группе не за кем тянуться, и в то же время надо, чтобы этот лидер чувствовал тоже какую-то конкуренцию, иначе у него происходит спад мотивации.

Интервью подготовлено для электронного журнала “Филантроп”.

«Человек не должен быть один»: Ольга Тихомирова о центре «Вверх», мотивации и равных возможностях