Волшебный квест, или дорога к знаниям
Как бы вы охарактеризовали работу Центра? Что дает Центр ребятам, которые приходят к вам?
У каждой благотворительной организации должен быть свой миф, своя сверх-идея. Идея нашей организации заключается в том, что каждый ребенок, в идеале, стремится к своей цели, и эта цель – это его квест. И у нас у всех есть общий квест. Квест – это путешествие, которое предпринято с какой-то волшебной целью, т.е. это не просто путешествие, это путь, который требует от идущего перерождения, преодоления себя, изменения личности, восхождения, и это можно описать в форме сказки, форме мифа, как добыча волшебного предмета. В свое время были такие поучительные сказки, Петя в стране литературных героев, в стране знаний.
Добыча знания не самоцель, а это некая волшебная информация, по пути к которой человек меняется опять-таки чудесным образом. Очень важно, что на этом пути есть система испытаний и есть система открытий, т.е. совершаются маленькие или большие открытия, каждое из которых маленькое или большое чудо. Кто-то учится читать. Чтение это не навык, чтение это открытие нового мира. Слово открытие ключевое… Чудо и открытие, пускай это чудо маленькое, но это чудо, вот цель, промежуточная и окончательная, окончательная в смысле предельная, т.е. некий математический предел к которому стремится организация, преображение человека на самом деле… Это может получаться, может не получаться, но это цель, сверх-задача, сверх-цель, но все-таки цель и испытание, которое надо преодолеть, которое не всегда преодолевается, но которое встречается на пути. Если описывать это аллегорически, то есть антагонисты – лень, отчаяние, узость, которые мешают, а есть чудеса, открытия.
Чтение – это система добрых дел. Для эгоистически и потребительски настроенных наших питомцев, это чудо, когда они могут вместо того чтобы брать – отдавать, а мы этому учим тоже. И на этом пути, может быть, к знаниям, может быть к профессиональной ориентации, тоже чудо…, в том числе и добрые поступки, в том числе отдача, а не потребительство. Это может быть… не есть бесконечно сухари, а принести сухари – это маленькое чудо. Тот, кто знает, тот оценит, какое чудо для наших питомцев не брать, а давать. Желание поделиться? Это настоящее открытие для них. Это может быть творческая реализация, кода никто никогда не рассматривал никого из них как творческую личность. Здесь они могут это сделать. Они могут от футбола до конференции, театра, очень многие, кто никогда не играл, у нас тут играли… чтение стихов наизусть, ремесла, причем красивые ремесла, не трудотерапия, даже тем более не поденщина какая-нибудь, а что-то красивое, небывалое. Вот система испытаний, система открытий, т.е. промежуточные пункты, как в волшебнике страны Оз, как в пути паломника Джона Беньяна, т.е. в таких знаменитых произведениях, как даже в обычной русской сказке, только не в той сказке, где едут на печи, по щучьему веленью, по моему хотению все совершается, а сказки с реальными испытаниями и заданиями – добыть то-то, преодолеть то-то…
Все, что касается сиротства здесь совсем другая мерка, другой масштаб, и все то, что обыденно и привычно в мире обычного социального измерения домашних людей, то здесь совершенно не обычно, самые простые вещи становятся чудесами, это очень важный момент. Если это достигнуто – это чудо, и люди перерождаются, и система работы с сиротами – система чудес.
Беседу вела: Ольга Тихомирова
Расшифровка: Юлия Наумова.
Михаил Свердлов
Ведущий литературного клуба, преподаватель русского языка и литературыЯ отвечаю на запрос—если ты хочешь, я буду говорить об этом, не хочешь, я готов молчать — вот мое отношение к этому