Изучение истории Отечества с помощью свободного ассоциативного рисования

Миниатюра

Больше 10 лет преподаю историю в образовательном центре «Вверх» молодым людям с диагнозом умственная отсталость, проживающим в московских психо-неврологических интернатах. У большинства наших ребят нет шансов получить обычный аттестат. Поэтому я считаю очень важным поднимать их статус в их собственных глазах. Мы устраиваем выставки, презентации, напечатали их работы для внутреннего пользования. Очень было бы здорово, если бы к их работам проявили внимание не только мы, но и другие люди из «большого мира».

Наши ребята пришли, уже будучи взрослыми людьми, учиться в образовательный центр «Вверх». Эти молодые люди – сироты. Они живут в психо-неврологических интернатах, и были признаны в своё время необучаемыми. Поэтому в вечернюю школу многие из них пришли, не умея читать, писать и считать. Пришли осознанно, с большим желанием учиться, с готовностью к многолетнему труду, с чёткой целью: получить обычное образование, а затем – профессию. (У многих, к тому же, есть цель покинуть ПНИ, доказав тем, от кого это зависит, свою способность жить самостоятельно).

Изучение отечественной истории для наших студентов становится инструментом познания, социальной адаптации, решения психологических проблем (через размышление об исторических процессах, событиях и судьбах).

На захватывающем и волнующем материале легче учиться читать, писать, считать, мыслить, говорить правильно и связно, а также искать свою тему, свой интерес в мире науки.

Историю можно изучать разными способами. Если целью является осмысление и усвоение исторических фактов, лучше использовать разнообразные инструменты восприятия, а не только возможность слушать и читать текстовую информацию. В дело могут пойти: движение тела, вкус, обоняние, осязание; театр, музыка, поэзия, конструирование, скульптура, изобразительное искусство…

Рисунок – это другой уровень общения и понимания, другой язык. Не всё можно сказать и понять при помощи слов.

Если ты взялся за краски и карандаши, ты можешь прожить и превратить в собственные символы то, что узнал. На тебя начинают работать форма и цвет. Твои руки создают и запоминают, делают неожиданные открытия в процессе рисования и в процессе созерцания готового изображения. Ты не пассивный слушатель, но созидатель своей истории.

Обращение к образу на уроке истории подключает к работе левого полушария головного мозга, отвечающего за логику, правое полушарие. В результате естественного союза двух полушарий возникает живой мыслеобраз (мысль + образ). Чем он необычнее и актуальнее для своего создателя, тем эффективнее он снимает стресс и страх перед сложностью материала через «природнение», сопереживание, ассоциацию, творчество. Тем прочнее он западает в нашу память. Для создания образа используются учебный материал, воображение и жизненный опыт ученика. В итоге ученик овладевает таким инструментом «схватывания» информации, как привычка мыслить образами.

Поверить учителю, пойти за ним по новому пути: рискнуть начать зарисовывать информацию… Для наших студентов это — непростая задача. Ребята мало учились и никогда не изучали таким способом предметы. Идём постепенно: от сокращенных до одного символа слов, от маленьких значков и картинок (по примеру египетских иероглифов) к опорным листам и художественным образам.

Такая методика является, по сути, возвратом к древнерусской рукописной книге. Ребята создают своеобразную летопись родной истории: записывают то, что считают важным и, используя своё образное, ассоциативное мышление, зарисовывают то, что считают интересным.

В итоге у каждого студента появляется и с каждым занятием увеличивается в объёме своя собственная иллюстрированная книжка по родной истории. Когда есть собственный учебник и плакаты по темам на стенах, можно с лёгкостью «гулять» по истории в разных направлениях, вспоминая, сравнивая и делая выводы.

Всякий раз, начиная этот путь с ребятами, сомневаюсь: примут ли, пойдёт ли, понравится ли… И всякий раз вижу: пройдя через творческие муки, уходят не загруженные новой информацией, а освобождённые, со светом в глазах, удивлённые тому, что думали: ничего не получится, а вот получилось и нравится, и не только мне самому. Рисование после «загрузки» информацией, это как выдох после того, как долго набирал в грудь воздух.

Рисование… Есть что-то детское, что-то несолидное в этом занятии. Это, наверное, и является барьером для взрослых и тех, кто считает себя взрослыми. Действительно, многие ли из преподавателей согласились бы изобразить что-либо на чистом листе бумаги? Но ведь недаром же сказано: будьте как дети! И тогда, добавим от себя, вы не остановитесь на одном месте, но будете двигаться и станете по-настоящему взрослыми.

Мало того, что нашим ребятам в принципе полезно рисовать (развитие мелкой моторики, психологическая реабилитация и т.д.), у них возникает привычка и потребность самовыражаться в художественном творчестве. О школе, в которой востребована творческая энергия учеников, можно сказать, что её выпускники действительно готовы к самообразованию, к самоопределению, к самостоятельной жизни.

Изучение каждого периода происходит по плану:

  • читаем небольшой текст-мысль, рассматриваем иллюстрации, стараемся понять, анализируем, обсуждаем, добавляем;
  • думаем, как выделить самое важное и записать это самое важное как можно короче;
  • думаем, что нарисовать, какой образ мог бы отразить суть прочитанного;
  • каждый исполняет задуманное (учитель – не исключение), испытывая благодатные творческие муки;
  • читаем и обрабатываем следующую мысль;
  • на следующем занятии повторяем по рисункам и записям пройденное; и двигаемся дальше;

завершает тему коллективная работа: сводим весь материал на один плакат (каждый рисует кусочек по выбору); закрепляем и применяем знания: проводим деловые игры, презентации для гостей и т.д.

На занятиях истории все ребята начинают рисовать. Пробуют разные материалы и способы рисования, постепенно нащупывают собственную неповторимую манеру, превращаются в самобытных художников. Все до одного! Чудо? Как это получается? Что должны иметь ребята, чтобы у них получалось?

  • иметь возможность основательно потрудиться: долго и увлечённо изучать тему, самостоятельно добывать информацию по ней, осмысливать, усваивать, учиться применять её, обсуждать, задавать вопросы, высказывать своё мнение…
  • иметь возможность убедиться в том, что, когда хочешь выразить мысли и впечатления на листе бумаги, не существует понятия: «Я не умею рисовать». И даже наоборот: чем более я выскажусь по-своему, чем менее это будет похоже на то, что кто-то когда-то изображал, тем моя работа будет интереснее и ценнее.
  • иметь полную и безоговорочную заинтересованно-восторженную поддержку авторитетного преподавателя, который создаёт доброжелательную атмосферу коллективного сотворчества в группе студентов.
  • иметь место, время и материалы для свободного рисования, когда внутри тебя живёт тема, когда без напряжения просто позволяешь руке двигаться, когда получаешь от этого удовольствие.
  • и ещё. Хорошо бы иметь возможность показывать свои работы и получать положительные отклики сторонних зрителей: на выставках, презентациях, конференциях, в публикациях…

У наших ребят непростые судьбы. Они не получили своевременно достаточного образования. Но они обладают исключительными человеческими качествами, бесподобной интуицией и оригинальным образным мышлением. Результат нашего сотрудничества на уроках истории двойной: усвоение материала и создание художественных произведений.

Миниатюра
Ирина Ладыгина
Преподаватель истории

Закончила исторический факультет МГУ с красным дипломом, с профессией повезло, работу люблю, с преподаванием истории сиротам связываю свою жизнь. Стаж и опыт работы в различных учебных заведениях и с самыми…

Все материалы »