Литературный клуб

Миниатюра

Клуб возник в 1999 году по инициативе Михаила Свердлова, который тогда преподавал в Центре “Вверх” русский язык и литературу. Сейчас он работает научным сотрудником в Институте мировой литературы РАН и пишет книги.

Вот, что сам руководитель клуба говорит о его идее: «Мы никогда не занижаем планку “для детей”, никогда не упрощаем разговор о произведении, чтобы “было понятнее”. Анализ должен быть полноценным и интересным, и дети подтянутся, даже если поначалу им будет сложно».
Литературный клуб — это регулярные занятия (как правило каждую последнюю субботу месяца) по анализу литературных произведений, открытые для всех студентов, выпускников, волонтеров, сотрудников и друзей Центра «Вверх». Эти мероприятия меньше всего похожи на дополнительные уроки в школе. Это именно клуб, с сопутствующей ему непринужденной атмосферой и равноправием участников. С непременным чаем, печеньем и даже бутербродами, чтением произведений вслух, правом каждого задать вопросы и получить ответы, шутками, разговорами о самом важном: любви, жизни, смерти, дружбе, свободе, вдохновении — обо всем, чем интересуется литература.

Задача каждого заседания клуба — извлечь из произведения заложенный автором смысл и вместе понять его. Вот почему каждая встреча начинается с того, что участники по кругу высказываются о своем впечатлении от прочитанного и задают вопросы. Вопросы, связанные с причинно-следственными связями сюжета, авторскими загадками, ключевыми для понимания текста моментами, фиксируются секретарем в клубную тетрадь. На разгадывании этих загадок и новых вопросов, появляющихся в процессе обсуждения, и строится разбор произведения.

Все участники клуба объединяются в некое братство книголюбов. Это веселая компания, пестрая по возрасту, образованию и характеру. В течение учебного года разбираются небольшие произведения – новеллы, рассказы, поэмы и стихотворения. На летних каникулах участники читают более объемные вещи. По традиции, русские авторы чередуются с зарубежными.
За время существования клуба его завсегдатаи смогли как по-другому взглянуть на произведения школьной программы (например, “Евгения Онегина” и “Бедную Лизу”), так и открыть для себя новых авторов или малоизвестные произведения.

За последнее время мы прочитали:
“Белые слоны” Эрнеста Хемингуэя,
“В подвале” Исаака Бабеля,
“И пришел Бука” Стивена Кинга,
“Атаман” Юрия Нагибина,
“Слово для леса и мира одно” Урсулы ле Гуин,
“Князь Серебряный” Алексея Толстого,
“Ангел на мосту”Джона Чивера,
“Бургомистр” и “Месяц в деревне” Ивана Тургенева,
“Елка” Туве Янссон,
“Бедная Лиза” Николая Карамзина,
“Амок” Стефана Цвейга,
“Тимур и его команда” и “Военная тайна” Аркадия Гайдара,
“Саранча” Дорис Лессинг,
“Бессильные руки” Людмилы Петрушевской,
“Роб Рой” Вальтера Скотта,
“Золушка” (сравнение народных сказок, Шарля Перро и Евгения Шварца),
“А во сне ты горько плакал” Юрия Казакова,
“Перед самой войной с эскимосами” Джерома Д. Сэлинджера,
“Экстра” Теннесси Уильямса,
“Руся” Ивана Бунина,
“Конец праздника” Грэма Грина,
“Виноград” и “Мой старший брат” Сергея Довлатова,
“Двенадцать стульев” Ильфа и Петрова,
“Собор Парижской Богоматери” Виктора Гюго,
“Химия” Грэма Свифта,
“Последний лист” О’Генри
“Книга джунглей” Редьярда Киплинга
“Сельские жители” Василия Шукшина
Руководитель клуба, Свердлов Михаил Игоревич – Кандидат филологических наук, доцент школы филологии факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики. Автор монографий «Статьи и заметки о школьной литературе» (в соавторстве с Олегом Лекмановым, 2001), «Сергей Есенин. Биография» (в соавторстве с Олегом Лекмановым, 2011); «„Ликует форвард на бегу…“: Футбол в русской и советской поэзии 1910–50-х годов» (в соавторстве с Алсу Акмальдиновой и Олегом Лекмановым, 2016), а также статей по английской и русской литературе.