ВВЕРХ в фокусе: Миша

Миниатюра
Однажды я шел с одним парнем по Тверской в 2015 году, и он предложил мне зайти в «Вверх», сказал, что есть неподалеку вечерка и там учатся его друзья. Мы дошли до Центра, мне очень понравилась атмосфера, англиканский собор, тусовка, все было так нестандартно и необычно для учебы. Неожиданно для самого себя я написал заявление и тест, поступил в вечерку. Попал в свои 18 лет в шестой класс.
Все очень просто: я увидел много знакомых лиц, с кем общался еще в детстве в интернате, многие были здесь, я подумал: что-то здесь происходит и почему-то без меня. Поэтому я и пошел в вечерку. Тогда мне было 18 лет, незаконченный колледж и свидетельство о том, что я закончил 9 классов коррекционной школы.

Сначала я как учился? Очень условно. Честно –  врал, домашки никогда не делал, учитель спрашивает, где домашка, я лезу в сумку, делаю вид, что ищу, и потом очень расстроенно говорю, что, блин, я ее забыл. Больше думал о том, что вечерка нужна для того, чтобы в детском доме говорить, где ты вечера проводишь, а еще для тусовки. Так было, пока я учился в шестом классе. А потом учеба переросла во что-то более осмысленное. Но это когда я уже в армию сходил.

В девятом классе нам почти перестали давать домашку, мы ведь постоянно в Центре учились, каждый день с 16 и до самого вечера, с выходными. Но я домашку где-то брал и начал, наконец, ее делать.

Армия

В мае 2016 года, когда учился в седьмом классе, я пошел в армию. Меня часто спрашивают, жалею ли я, что сходил в армию, я всегда отвечаю, что нет, не жалею, как минимум, теперь у меня есть военник.

Когда уходил в армию, в меня в детском доме никто не верил и не поддержал, говорили, что сейчас увидят, что ты коррекция, тебя развернут обратно. Не развернули! Отслужил с честью, вернули через год, дали военник, там написано, что я рядовой. Для меня это было очень важно. Я ведь точно такой же, как и все остальные, могу действовать, могу выбирать.

Отслужил год в армии и вернулся в седьмой класс. Мне было 19 лет. Попал тогда в класс к тем, кого знал с самого детства. И так был удивлен. Я всегда думал, что Игорь не любит учиться, а тут он, сидит за партой и учится. Мой ровесник. Это меня тогда очень поддержало. А то, что мне 19 лет и я в 7 классе – никаких проблем. Почему мне должно быть за себя стыдно?

Зачем учиться? Зачем куда-то двигаться?

Мне в детстве всегда говорили, что я ничего не добьюсь, что стану каким-то не очень положительным персонажем. Это меня всегда очень зажигало внутри. Хотел доказать, что я могу и я добьюсь. С чего они взяли, что я могу чего-то не смочь, с чего они взяли, что я не ровен всем остальным людям. Дайте мне возможность, посадите за парту, и я всем докажу, что могу. Дайте возможность всем остальным ребятам. Сделайте нормальные условия, устройте нормальную комиссию, дайте возможность выбирать свою жизнь.

Что меня сильно бесило, так это то, что в детском доме за нас все всегда решали! А это не кайф. Ни разу не кайф, когда тебе говорят, каким ты будешь.

Для меня пойти учится – это был вызов. Проверка самого себя: что я умею, что смогу сделать сам, без чей-то помощи.
Друзья и вся остальная жизнь уходят на второй план. Остается только вечерка и ты с ней.

Про поддержку

Ребята, которые со мной учились. Игорь, Тема, Света, Антон, Никита, Маша. Их поддержка очень ценна. Еще, конечно, поддержка учителей в процессе учебы.

А еще двигало желание учиться и развиваться, наличие постоянной цели, которая перед тобой. Вера, что скоро ты получишь аттестат, скоро финишируешь, достигнешь своей понятной и измеримой цели – это помогало каждый день подниматься и ехать на учебу.

Я не скажу, что мои родные за меня переживали, нет. Поддержку и участие я чувствовал и находил в «Вверхе». От коллектива, от людей, от стен.

Не люблю масок

В дружбе я ценю честность и искренность. Не люблю, когда передо мной человек в одном образе, а потом отворачивается и становится другим. Не люблю лести и подхалимства.

Вверх

Для меня «Вверх» – это шанс.

Шанс раскрыть в себе то, что есть глубоко внутри тебя, твои возможности, которыми ты не пользовался раньше, которые, возможно, даже спали внутри тебя. «Вверх» – это как иголочка, которая «лопает» тебя изнутри. И все, что ты можешь и чего ты стоишь, оседает сверху тебя.

Колледж

Я выбрал юридический колледж. Сейчас оформляю документы. Сегодня говорил с приемной комиссией, и они меня спросили, не страшно ли мне, что я иду учиться с теми, кому по 15 лет. Такой странный вопрос. Чего мне бояться, и при чем здесь возраст? Почему они не спросили, не стрёмно ли мне будет учиться в группе, где, например, один блондин, а остальные брюнеты, или девочки и всего один мальчик. В общем, глупый вопрос. Не знаю, почему всех интересует возраст. Мне страшно справлюсь ли я, а не пятнадцатилетние однокурсницы.

У меня были «мягкие» троечки по истории и общаге в этом году, сейчас в колледже они мне, конечно, вернутся. Буду приходить в следующем году в «Вверх», подтягивать

Заблуждение обо мне

Про меня в детстве думали, что я мягкотелый и что не доделываю ничего до конца. Мне так и говорили, ставили это в укор. Но я умею быть строгим, умею быть добрым, сконцентрированным, умею доводить до конца то, что мне важно.

Со мной однажды произошла такая история в детском доме. Я подошел к директору и увидел у нее на столе перечень городов и объявление о велопробеге. Спросил, что это такое. На что она мне ответила, что это не для тебя. Что детский дом участвует в велопробеге и ищет ребенка, который будет в нем участвовать. “Но это, Миша, не для тебя”, – как она сказала. Тогда я разозлился и решил, что это точно для меня и я смогу, о чем я ей и сказал.

Так я принял участие в велопробеге от Москвы до Владивостока.Было, конечно, очень непросто, но я это сделал, наша команда даже есть в Книге рекордов Гиннеса. После этого я снова подошел к Татьяне Сергеевне (директору детского дома) и сказал: «Ну как вам?» Она была, конечно, очень удивлена и забрала свои слова обратно.

В детском доме я всегда всем всё доказывал. Они считают, что если у тебя стоит в справке F.70, то у тебя в жизни ничего хорошего не будет и целей у тебя никаких быть не может. Поэтому во мне есть некая злость. Но, с другой стороны, я им благодарен, что они дали мне возможность поехать в Швецию, принять участие в велопробеге, пойти в армию, разрешали ходить заниматься в вечерку «Вверх».

У меня есть благодарность «Вверху». Я не хочу льстить Центру, но это благодарность по факту. Над столом у Ольги Владимировны висит мой распечатанный аттестат.

Чему ты научился в «Вверхе»? 

Я научился любить.
У меня есть одна история, как в начале года я пришел в «Вверх» и был такой очень резкий сначала, очень активный. И помню, что неудачно пошутил и обидел словами одногруппницу. Так тогда Ольга Владимировна отвела меня в сторону и сказала, что если что-то случится с той, которую я обидел, то отвечать буду я. И тут я, конечно, «подсел». Во-первых, я никогда не видел такой Ольгу Владимировну. А во-вторых, мне реально стало страшно, что мои слова могут каким-то образом так повлиять на человека.
Мне было очень стыдно. Сначала я на три дня пропал, а потом подошел и извинился. Это было в первый раз, когда меня, как котенка, окунули в стыд. Теперь, прежде чем что-то говорить, я думаю.

Поэтому, да, в «Вверхе» я научился любить и понимать людей, которые со мной общаются. За пять лет, что я учусь в «Вверхе», я стал более искренним с людьми.

Волонтерство в «Вверхе» 

Для меня важно быть не только студентом,  но и быть причастным к деятельности «Вверха». Быть волонтером, участвовать в проектах Центра. Например, за те два года, которые я езжу волонтерить в Бельско-Устьенский детский дом-интернат для детей с особенностями развития, я научился понимать детей, с которыми мы там занимаемся, а также понимать тех, кто делает лагерь, кто ездит туда как волонтер. Это очень важный для меня опыт. Я вижу цель этого, рассказываю часто своим друзьям о том, как провожу свое лето уже два года подряд. Среди моих друзей уже есть три человека, которые тоже хотели бы поехать и присоединиться к проекту.

Для меня важно не то, что я волонтер, мне важно то, что я делаю.

Прошлое

Я не скрываю, что я учился в коррекции, не скрываю, что мне 22 года и что я учусь в «Вверхе». Об этом знают даже на работе. Я всячески скрываю, что я из детского дома. Не хочу, чтобы это кто-то знал. А то вечно начинается какая-то жалость и развивается другое отношение, как к ребенку, начинаются смягчения. А мне скоро 23 года, я уже в совсем другом периоде своей жизни и мне хочется забыть о своем детстве, начать писать новую книгу, перевернуть страницу, зачем мне специальное отношение, я ведь ничем не отличаюсь от других. Поэтому я шифрую свое прошлое, говорю, что я учился и вырос в школе-интернате. Это звучит не очень понятно, и нет ассоциации, что я сирота.

Что изменил бы в мире, а что в себе?

Ядерные бы бомбы убрал, конфликты между странами.
А еще налоги и ЖКХ-платежи. А то я работаю, и мне не хватает оплачивать квартплату.

Что изменил бы в себе? Убрал бы свою лень. Выровнял грудную клетку, чтобы качаться правильно. Убрал бы чрезмерную смелость и зависть. И свою иногда тупость.

Секрет успеха

Никакого секрета нет. Я хочу быть нужным, актуальным и востребованным.

Что на человека может больше всего повлиять?
Отсутствие работы, заработка и друзей. Ненужность этому миру.

А на меня очень сильно повлиял «Вверх». Весь этот год я прожил по очень четкому плану и графику. Встаю утром, ложусь в час ночи, каждый день учеба, вечерка, хоть град, хоть что, есть цель года, экзамены и аттестат. Такое не может не изменить человека.

Меня меняет цель. Та цель, которую я ставлю.

Про Колю

Меня вдохновляет Коля Куприянов. Мы с ним познакомились в прошлом году на зимней экскурсии, которую устраивал «Вверх». Тогда мы с ним разговорились. Он рассказал, что тоже закончил «Вверх». Рассказал про свой путь. О том, как закончил 11-й класс в 26 лет, потом колледж, а потом в 35 лет институт, как стал инженером. Меня очень вдохновляет его история, придает много сил. Для меня эта история о том, как человек может идти и чего может достичь, каким упертым можно быть. Я его слушал и загорелся. И весь этот год во время своих экзаменов отписывал ему, как проходят мои экзамены и какие успехи. Весь год была очень важна его поддержка.

Слова для тех, кто в следующем году будет заканчивать девятый класс

Желаю им сплотиться еще в сентябре и помогать друг другу, потому что успех зависит полностью от этого, это я узнал сам на себе. Ссоры в группе не помогают, надо собраться и быть группой, тогда все пойдет по-другому, все начнет получаться.

На девятую группу все смотрят, они будут примером, это тоже не стоит забывать. Будут уроки без перерыва, по субботам и воскресеньям, будут сложные этапы подготовки, через все это надо будет пройти.

А еще не сдаваться, легко не будет, надо просто продолжать идти. Помнить о своей цели, быть благодарным учителям и Центру за то, что с нами это происходит.