ВВЕРХ в фокусе: Антон

Миниатюра

Мне 22 года и я учусь в девятом классе.

А чего стыдиться? Я ведь образование получаю, а не сижу в носу не ковыряю. Я развиваюсь. Это пусть будет стыдно тем людям, которые сидят и деградируют, тем, кто ничего не делает.
Антон, студент Центра «Вверх»

Первый класс, бабушка, коррекционная школа

Буквы в первом классе я не запоминал. Учительница писала на доске слова «классная работа», а для меня это были просто какие-то рисунки, которые ничего не значат, и я их просто перерисовал в тетрадь. Задавали домашние задания, прописать какие-то слова, я оставался в продленке, и одна добрая учительница, видя, что у меня не получается писать, жалела меня и карандашом писала слова, а я тупо их обводил, ничего не запоминая. Весь первый класс меня гнобили, было много драк и синячищ на теле, да и с учителями были не очень отношения, может из-за какого-то моего поведения, может по другой причине, помню, что меня часто ставили в угол.

Парень, в этой школе ты учиться больше не будешь!

Каким-то образом закончил первый класс, и меня отвезли на лето к бабушке. А она взялась за мое образование. У нее была большая доска и мы с ней учили буквы и слова. Так за лето научился читать по слогам. Не знаю, кто там это решил, я, когда вернулся в Москву, мне сказали: «Парень, в этой школе ты учиться больше не будешь.» Мама начала ездить по разным школам. Рассказывала, что даже была в школе, у которой на окнах решетки. Мама нашла коррекционную школу восьмого вида. Меня попросили посчитать ворон в задаче и приняли в школу. В тот момент я совершенно не осознавал, куда попал. Мама говорила, что здесь будет тоже самое, только учиться будет легче. Учиться было правда очень просто, ходил туда, чтобы общаться, читать не любил, предметы тоже не были особо интересны.

Дошел до девятого класса. За это время потерял обоих родителей – сначала умер отец, а через два года мать, бабушка взяла меня под свою опеку.

Когда закончил школу, пришло время выбирать колледж, ходили вместе с бабушкой и смотрели, на кого пойти учиться. Понравился колледж по столярному делу, как там все устроено.

Хорошее в колледже, гитара и кружок

В колледже всегда чувствовал: вроде все идет как надо, но я нахожусь не на том месте. В один день тетя показала мне, что такое гитара. И я начал каждый день заниматься и ставить себе пальцы. В колледже у нас был кружок по изучению гитары. И я был один со всего колледжа, кто ходил на занятия. Каждый день по несколько часов, я ведь упертый, а вела кружок семейная пара, и получается, что на меня одного каждый день были два преподавателя. Общество — это система. Сначала идешь в первый класс, и главное – получить образование, получаешь аттестат, и если умный, то идешь учиться дальше, если хочешь работать руками, идешь работать руками. Тебя как по конвейеру везут. А когда ты с коррекционной корочкой, ты выпадаешь из этого конвейера. На тебе будто клеймо. На тебя смотрят как на неудачника. Это правда ощущается.

Когда выпадаешь из общества

Тебя ограничивают, ты уверен, что можешь что-то сделать, ты веришь в себя, а тебе говорят: НЕТ, дорогой, ты не можешь, у тебя другая дорога. И ты сначала расстраиваешься, а потом смиряешься, такой говоришь себе, ну ладно, меня ограничили. Ты или слесарь, или столяр, или переплетчик. Тебе деваться некуда. У тебя есть границы. У меня тогда даже не было никаких интересов, были только три варианта выбора. Ты больше ни о чем не можешь думать. Образование для меня — это как путевка в жизнь, чтобы пойти дальше, чтобы быть уже в обществе, по-нормальному. Хочу показать всем, что я тоже могу, что могу учиться, выбирать профессию, работать, зарабатывать деньги. Мне 22 года, я учусь в 9 классе.

На самом деле, я себя нормально ощущаю в 22 года в девятом классе. Я не считаю, что кто-то меня лучше. Я не сижу на месте. Я все время развиваюсь, куда-то стремлюсь. После колледжа, задумался о том, что надо получать образование, мне рассказали про «Вверх» и, я подал документы, поступил. Я не общаюсь с теми, с кем учился раньше. Единственно, у меня есть один одноклассник, с которым я иду всю жизнь. Мы сначала с ним одну школу закончили, потом вместе пошли на слесарное дело в колледж, потом стали вместе работать на заводе. И вот я пошел в «Вверх» и поскольку мы сидим вместе на работе, а разговаривать о чем-то надо, я ему каждый день про уроки и про Центр рассказывал. В какой-то момент и он пришел поступать, проникся моими историями.

А чего стыдиться?

Я ведь образование получаю, а не сижу в носу не ковыряю. Я развиваюсь. Это пусть будет стыдно тем людям, которые сидят и деградируют, тем, кто ничего не делает. Я знаю, что вот есть некоторые товарищи, которые говорят, что им стыдно таким взрослым сидеть в метро с учебником по физике за 8 класс. Ой, а что люди подумают. А я думаю, какое им дело до меня, а мне до них. Это я сижу с учебником, это мое образование, это я развиваюсь, это я учусь. Они, наоборот, должны радоваться, что вот сидит парень и учится. А на работе на заводе, конечно, с мужиками по-другому. Я говорю им, что учусь в вечерке, но скрываю, что учусь в девятом классе, они думают, что я заканчиваю 10−11 класс. Они, конечно, задают вопросы, почему такое растянутое образование, а я придумываю, что такая программа.

Правду всегда не скажешь. Это не нужно. Пусть это останется моим личным. А если скажешь правду, могут и подумать что-то обо мне, типа, парень чего-то не допирает.

Хотя я и думаю, что не надо слушать людей. Если неприятное что-то о тебе говорят, не слушай, просто шли и все.

«Вверх» дает взгляд. Начинаешь на мир смотреть по-другому.

Это можно долго перечислять, что мне дал «Вверх».

Первое – это, конечно, знания. Я как из пещеры вышел. Как пещерный человек выходит, а там, ого, свет есть, цветочки, трава, животные, фотосинтез, оказывается, есть, законы Ньютона, думаешь, такой, ё-мое, а мир-то оказывается, не так-то прост.
Второе, что мне дает «Вверх» — это люди. Общение с людьми. Раньше я особо ни с кем не общался. А сюда приходишь, о привет-привет, обнимашки, как дела. Жить становится интереснее в обществе. Человек с тобой поделится, а ты с ним. Он тебе твои проблемы расскажет, ты ему свои. Посоветуете что-то друг другу. Общение дает жизнь. Я, когда общаюсь с людьми, то могу жить дальше.

Третье, наверно, участие в проектах, презентации. Вот есть у нас какая-то тема на каждый год. Был год с Гарри Поттером, например. Тебе дают тему, надо найти информацию в интернете. Я раньше таким не занимался. Это – как урок, но не урок, ты сам себе будто делаешь урок, сам обучаешься. Ищешь информацию, потом компонуешь в красивые картинки, этот Power Point, я раньше вообще ни о чем таком не знал. Еще текст надо выучить, потом еще и выступить перед другими. Рассказываешь делишься с другими своим трудом, тем, что узнал. Учишься говорить на публику. Нервничаешь, конечно, но куда без этого.

Глаза горят

У меня есть друг, он со мной вместе работает на заводе. Он раньше все время только про компьютерные игры мне рассказывал. А когда пошел в “Вверх”, начал рассказывать про предметы. Ты смотришь на человека и видишь, как у него глаза начинают гореть. За собой ведь изменения сложно отследить. А за другим интересно наблюдать. За собой этого не видно, не всегда понятно, развиваюсь я или нет. А по нему я вижу, у него начал появляться интерес к жизни, вот, допустим, он рассказывает мне про правила английского языка, а у него глаза горят. Это ведь заметно. Сила какая-то внутри пробуждается. Интерес к жизни. Видишь, что человек развивается и становится лучше.

Что человека делает лучше?

На это влияет очень много факторов. Если человек стремится к знаниям, это точно делает человека лучше. С одной стороны, надо перебороть свою лень. А с другой стороны, когда тебе самому становится интересно, то и учиться становится не так в тягость. Ты копишь знания, мир становится шире, в какой-то момент ты сам можешь поделиться знаниями, с тобой начинает быть интересно другим, ты можешь поговорить с другими про кино, про мир, про что угодно.

Я хочу быть геологом

Не стоит ставить себе рамки. Если будешь ставить себе рамки, то просто перестанешь куда-то расти, все по накатанной, день сурка каждый день. Я пришел в «Вверх» и пару лет совсем не понимал, зачем это все надо, твердил бесконечно, что мне нужен аттестат, что мне нужен аттестат, а зачем, куда я с ними пойду, об этом я не особо думал.

В конце восьмого класса мы пошли с группой в Геологический музей с Таисией Евгеньевной, нашим учителем географии. Она начала рассказывать про разные породы, про карты, про исследования. Очень это было вдохновляюще. После этого я стал постоянно просить Таисию Евгеньевну задавать мне писать рефераты. Как работает вулкан, как устроены ледники. Информацию я искал в интернете, записывал в тетрадку, приходил и рассказывал, что узнал. Что не понимал, она мне объясняла и рассказывала. Все эти рефераты не были обязательной программой, меня никто не заставлял, мне это было просто интересно, само по себе.

Так я узнал, что есть профессия «геолог», вот Таисия Евгеньевна у нас почвовед, она изучает почву, а геолог изучает строение земли, ее историю. Мне кажется, геолог должен быть многогранным. Знать химию, физику, географию. Работа про то, чтобы не сидеть на месте. Тебя могут в командировку вот отправить. Раз – и ты на природе. Может это, конечно, звучит романтично, природа, лес, цветочки. Но мне кажется, все чуть сложнее. Важно знать, как выживать в сложных условиях, развести костер, поставить оборудование, ориентироваться на местности.

Мне правда интересно это попробовать. Я поставил себе программу такую внутри. Хочу быть геологом. Многие, конечно, сомневаются во мне, говорят – учиться долго, а тебе столько уже лет. А я думаю: а чем я хуже остальных. Есть ведь люди, которые выучились и смогли им стать.

Мне нравится, что эта работа про то, чтобы не сидеть на месте. Не хочется однообразно сидеть на месте, с бумажками, целый день в офисе. Хотя я, конечно, умею монотонную работу. Я ведь на заводе работаю. Там многое про это.

Что бы я изменил в мире?

Чтобы люди, которые встают сверху, которые имеют какой-то статус, которые имеют какие-то деньги и власть, я хотел бы, чтобы эти люди задумались и сделали бы мир лучше.

Вот, например, город Александров. Там ты либо ты таксуешь, либо торгуешь. Больше никаких вариантов для тебя нет. Мне бы хотелось, что люди задумались о том, что в таких городах надо делать производство, заводы, чтобы была работа, строить образовательные учреждения. Людям от этого будет только лучше.

Быть меньшей занудой

Что бы я изменил в себе? Я бы хотел быть меньшей занудой. Мне иной раз кажется, что я даже шутить не умею. Общаюсь все время на такие темы, все про учебу, про жизнь. Это ведь скучно. Мне иной раз кажется, вот не скучно со мной людям, с таким серьезным человеком. Еще я бы повнимательнее хотел бы быть. От этого тоже бывают проблемы, все время что-то пропускаю.

Есенин, а еще «Король и шут»,

Один поэт. Другой музыкант. Они из разных временных эпох.

Я вдохновляюсь Есениным. Он пишет красиво и доступно. Я думаю, что творчество должно быть доступно всем. В стихах Есенина есть точно какой-то тайный смысл, а при этом они просты и доступны в своей форме.

Еще мне нравится группа «Король и шут», сам вокалист. Мне нравится, как он ведет себя на публике и на сцене. Мне нравится его образ и то, как он доносит свои истории. Ты сам заряжаешься его энергией, человек горит, это классно. И как музыкант он мне тоже очень нравится.

Взрослый человек

Когда я стал серьезно учиться. Когда я понял, что мне никто не поможет. Когда я понял, что я несу ответственность за свой результат и каждый шаг. Взрослый человек сам понимает, что для него лучше, и находит возможности и силы делать шаги в сторону заклада в будущее.