ВВЕРХ в фокусе: Ани

Миниатюра

«Вверх» — это такое место, где людям помогают реализовать свои возможности, которые в силу каких-то обстоятельств не были реализованы ранее. Это такой вариант борьбы с жизненной необратимостью.

У нас и так в жизни слишком много того, чего нельзя исправить. Очень много моментов, когда нужно принять окончательное решение, и хочется думать, что если ты вдруг ошибёшься, то у тебя будет возможность исправить или пойти другой дорогой. Я как нерешительный человек особенно хорошо это понимаю.

Про уроки в «Вверхе»: Я совсем не знаю как в обычных школах. В моей группе, например, совсем нет неспособных ребят. Просто им не хватает знаний, не хватает понимания. Да наверное, у всех разный уровень знаний. Я стараюсь обратиться к каждому в течение урока. У меня нет общей темы, стараюсь урок проводить более индивидуализировано. Мы решаем примерно одно и тоже, но я к каждому подхожу и мы отдельно прорешиваем задание. Я не думаю, что у меня есть кто-то, кто совсем не способен.

Мы можем брать что-то сложное и долго разбирать. Я вообще думаю, что лучше идти от сложного к простому, чем наоборот. Полезнее увидеть, для чего нужно то, что ты делаешь, а потом разбирать детали. Мне, например, в школе всегда не нравилось, что ты не видишь общей картины, делаешь какую-то мелкую вещь и не понимаешь, зачем. Поэтому я пытаюсь сразу брать более сложные и красивые примеры. Их можно долго и детально разбирать.

У меня ребята совершенно обычные. Такие же, как мои студенты по диффурам в МИСиС. То есть они могут также забыть что-нибудь (например, потерять знак при интегрировании). Также и ребята из «Вверха» могут что-нибудь забыть сделать. Коррекционное образование, по идее, это просто более развернуто преподнесенная программа. Она не должна быть упрощенной и не должна нести такие последствия, какие несет сейчас. Подход должен быть другим, более персональным. Может, кому-то нужно совсем по-особенному преподносить одинаковый материал.

Почему физика? На самом деле должна была быть математика. Хотя когда я начала вплотную заниматься и стала физиком, поняла, что она ближе к жизни. Она показывает, как все связано и как функционирует. По крайней мере, она пытается объяснить жизнь. Меня раньше сводили с ума истории о людях-физиках, о том чем они жертвовали и как делали великие открытия. Вообще, дело в людях.

Я преподаю в «Вверхе» математику с сентября прошлого года. О «Вверхе» я узнала от своего мужа, который тоже здесь преподает. Я пришла с ним на какой-то праздник и место мне очень понравилось. Пришлось по вкусу то, чем занимается «Вверх», а в людях, которых я увидела, было что-то живое и настоящее. И я подумала, раз такие классные люди этим занимаются, значит, это что-то стоящее. Я вообще не очень решительная, поэтому долго не могла осмелиться прийти. Боялась брать на себя ответственность. В таком деле ты не можешь просто прийти и уйти.

Параллельно с осени я начала преподавать в НИТУ МИСиС дифференциальные уравнения, статистику, инженерную математику и математическое моделирование.

Все это навалилось на меня вместе с аспирантурой МИСиС, совместно с ИППМ РАН в Зеленограде и Институтом физики в Праге: воздействие высокоградиентным магнитным полем на клеточную механику (создаём магнитные проволоки порядка размера клетки). Еще у меня есть проект в НИЦ Курчатовский о безопасности реактора на МКС.

Про преподавание

Я все же больше исследователь, чем преподаватель. Преподавание — это когда ты делишься опытом, а не наставляешь. Ты рассказываешь о том, что у тебя получилось. К занятиям по дифференциальным уравнениям я чаще готовлюсь, а к занятиям в «Вверхе» почти никогда. Во-первых, на это обычно нет времени. А во-вторых, я принципиально не прорешиваю примеры заранее, чтобы вместе с ребятами делать это в процессе. Когда мы вместе решаем задачи, они видят, что я могу тоже ошибаться и в процессе исправлять свои ошибки, применяя разные методы и подходы. Этому я научилась у мужа, он давно преподает у школьников и студентов.

Чему можно научиться у студентов из «Вверха»?У каждого человека можно чему-то научиться и каждый человек специалист в чем-то своем. У каждого есть жизнь, которую он проживает не просто так. Получается, что всю свою жизнь человек тренирует какой-то свой определенный навык и развивает какое-то свое особенное качество. Поэтому у любого можно чему-то научиться.

Самый провальный урок в «Вверхе» — это первый урок.

Чему учиться у студентов

Меня мои студенты все время удивляют. Поражает их трудолюбие. Я, наверное, очень ленивый человек. Но меня поражает, как можно учиться где-то, работать и одновременно приходить по вечерам в «Вверх»: отсиживать все предметы, делать что-то, делать каждый день и много дней подряд.

Все мы говорим “я ведь такой хороший, почему меня недооценили, почему меня не похвалили, почему мне недодали”. А в ребятах этого нет. Они гораздо лучше, чем они думают. И это не про самооценку. Это что-то связанное со смирением или принятием. И это очень красиво. Им наоборот постоянно хочется говорить “смотри, какой ты классный, почему ты думаешь, что ты не такой классный”.

Вадим, например, меня научил, как проще объяснять материал. Обычно я очень много говорю, хочу, чтобы все звучало красиво. А Вадим однажды мне сказал: «Ну, пожалуйста, давайте проще. Вот смотрите, я вам сейчас объясню». И он мне показал, как короче и проще объяснять, и ребятам стало понятнее.

А еще у меня была ученица Таня. Она научила меня краситься. “А почему вы не подчеркиваете скулы?” “Хм. А как это?” – И она меня научила.

Дима посоветовал мне классную книгу – А. Камю «Посторонний». Целый день провела с ней. Все думала, чем она закончится.

Я очень долго хвасталась перед ребятами, что я классно плету фенечки. А раз нахвасталась, пришлось показать. В итоге я очень коряво их сплела. А они мне по youtube за полчаса сделали во сто раз лучше, чем я. Одну до сих пор не снимаю. Поэтому я больше не хвастаюсь перед ними своими классными навыками. Потому что они делают многие вещи лучше меня.

Что помогает в жизни? Мои работы и моя семья держат меня в гармонии. Дело в том, что все они о разном, и семья о разном, и работы о разном, поэтому все вместе складывается в очень правильный пазл. Вынь что-нибудь одно, вполне возможно, я просто не выдержу всего остального.
image

Про семью. У меня двое детей: одной почти четыре года, другому год и девять. Девочка и мальчик. Муж у меня физик. Точнее мы оба физики по образованию. Иногда дома говорим про науку и спорим. А еще немного видимся, у каждого очень много работ.

Самое главное — это мои дети и моя семья. Не то чтобы все остальное не имеет значение, нет. Но на жизни этих людей я точно могу повлиять, поэтому они на первом месте.

Все люди разные. И дети у меня очень разные. По характеру, по темпераменту. Хотя внешне все очень похожи на папу.

Про силу связей и поддержку

Семья мне с детства давала ощущение сильной связи. Это дает много сил по жизни. А мама меня всегда учила, что нет ничего необратимого, что все обойдется и все можно преодолеть. С этим ощущением я и выросла. Этим ощущением мне очень хочется поделиться и с ребятами, и со своими детьми. Научить их тому, что если правильно попросить, можно все получить от мира. Тому, что всегда можно не бояться просить у людей. Тому, что все можно решить и попытаться исправить.

А еще хочется показать ребятам, что они очень-очень классные, а они почему-то этого не видят. Может где-то им не додали и не показали, что каждый очень важен для тех, кого встречает на пути.

Я очень хочу, например, чтобы мои ребята, которым я преподаю в «Вверхе», знали, они для меня очень важны. И не в общей массе, не в плане учебного процесса. Они мне важны как личности и отдельно взятые персонажи. И я часто думаю о них и стараюсь что-то сделать. Также как думаю о своей семье и своих детях. Поэтому никуда они от меня не уйдут, даже если захотят, я их уже узнала, приняла, они уже стали частью меня и так просто их отделить от себя я не смогу.

Если бы я что-то могла изменить в мире? С одной стороны даже вмешиваться туда страшно. Мир — это такая органичная вещь. И у меня нет к нему особо претензий. Конечно, очень много всего, на что страшно и больно смотреть, но я не брала бы на себя ответственность что-то менять.

Есть ли полностью справедливость или несправедливость? Если говорить честно, по справедливости я не заслуживаю всех тех прекрасных вещей, которые меня окружают. Поэтому я побоялась бы взывать к справедливости.

О важности шарфика и любви к себе

Чтобы изменила в себе? Очень многое бы поменяла. Во-первых, я не довольна тем, что очень многое себе позволяю и, на самом деле, я очень ленивая. А еще я себя постоянно балую. Например, я могу не сдвинуться с места, пока не куплю шарфик. Так однажды я приехала «Вверх», и поняла, что хочу новый шарфик, я знала, что меня ждут ребята, но мне так захотелось, что я опоздала, но купила шарф. Вообще я бы хотела быть более ответственной и серьезной.

Уйдет то, от чего мало результатов. Аспирантура помогает развиваться и расти интеллектуально. А преподавание дает возможность задаваться нестандартными вопросами. Важно, не забывать, на каких мелких деталях все строится. Это важно в науке и в преподавании. Постоянно подкидывать себе пищу для размышлений. Важно не застревать.

Что может изменить человека? Любовь.

Про смыслы жизни и чашку кофе

А если про «Вверх». Здесь очень много в том числе человеческого. Могу ли я помочь ребятам или нет — это большой вопрос, но, по крайней мере, я могу их чему-то научить. Их успехи меня очень радуют. Да и вообще, мне просто с ними очень интересно. Я прихожу к ним как к своим друзьям. Мне интересен их подход к жизни, свежий и не лишенный страсти взгляд. В научной же среде привыкаешь совсем к другому. Это позволяет не затухать.

Зачем мы живем? Очень важный вопрос. Постоянно пробую его себе задавать. Однажды даже решила утром, что не выйду на улицу, пока не решу для чего я живу. Не скажу, что я очень продвинулась в этом вопросе, но могу вот что сказать: у каждого точно есть своя миссия и свой смысл. Не думаю, что это можно описать словами за чашкой кофе, это на уровне чувств и ощущений. Возможно, если ты любишь человека, то можно приблизиться к ощущению его смысла жизни. Мне хочется верить, что мой смысл жизни оправдан, по крайней мере, я его чувствую.

Про первый урок и резкость

Самый провальный урок в «Вверхе» — это первый урок. Это был, в принципе, мой первый опыт преподавания. Я и куча людей, которые пытаются меня слушать. Проблемой было понять, что они знают, а что нет. Ведь пришли взрослые ребята и дать им примеры, типа «2+2» было как-то неловко, я подумала, они могут обидеться и уйти, поэтому я решила дать им контрольную. Потом почему-то стало не хватать стульев. Все приходили, и приходили. А стульев все не хватало… Это был самый провальный урок. Потом народу поубавилось. Я стала узнавать и видеть каждого конкретного человека, как его зовут и о чем он. Сформировалась очень классная группа. В процессе некоторые ребята бросили учебу. Я очень переживаю, когда ребята уходят. Был один мальчик, он не объяснял причину, сказал «по личным обстоятельствам». Я закидывала его супер мотивирующими роликами, но он ушел, и это стало моим личным поражением.

Про учеников и резкость. Я привыкла к людям, которые общаются резко. Поэтому меня не пугают хулиганы. Я думаю, если человек проявляет эмоции, даже если это агрессия, это хорошо. Плюс у меня есть дети, да еще с каким характером! Мой сын, например, бьется головой о пол, когда не получает своего. И когда ребята начиняют как-то слишком эмоционально себя вести, я вспоминаю своих детей и не испытываю дискомфорт. Ведь это то, что испытываем мы все, просто мы взрослые люди и не можем себе иногда позволить так выражаться при других.

Я люблю

Я люблю состояние, когда ты на пределе: физически и эмоционально. Я работала раньше официанткой, и когда ты уже больше не можешь, ты доходишь до предела, перешагиваешь эту черту, и дальше очень ресурсное состояние.

Я люблю, когда тяжело. Видимо, поэтому я набираю себе такое количество работ. Я чувствую себя живой, когда очень устаю и когда нахожусь на пределе своих возможностей. Иногда с одной работы еду на другую, а когда делаю пересадку, захожу в чайную, покупаю кофе и маленькие кумкватики в сахаре. И мне становится очень хорошо, и я шагаю дальше.

Я люблю, когда не высыпаюсь. Мои дети ложатся в три ночи, потому что мы совсем не видимся, а на работу мне уже в шесть утра. Поэтому невысыпание — это постоянно состояние.

Люблю, когда с людьми непросто. Непросто — значит, интересно.

Люблю, когда на меня реагируют и когда я приношу кому-то счастье. Потому что это совсем непросто сделать: каждый человек такая большая и неопознанная вселенная, и повлиять на нее очень сложно.

Я люблю поболтать. С некоторыми людьми могу болтать по много часов.

Я очень люблю танцевать. Я танцую одна в темной комнате в наушниках. Это моментально восстанавливает силы. Ты можешь быть абсолютно раздавлен, а 30 минут и ты снова полон сил и энергии.

Я люблю фортепиано. Особенно, когда я начала чувствовать то, что играю. Это невероятно, когда ты добираешься до той области чувств, когда ты можешь передать свои ощущения и чувства только одним способом, только музыкой и клавишами фортепиано.

Я люблю рисовать. У меня есть раскраска «Магия огня», которую я не разрешаю трогать дочке. Там у меня всего две завершённые картины, но я надеюсь скоро закончить ее целиком.

Я люблю вечер и все что связано с вечером и огнями.

Я люблю ездить, поезда, состояние, когда ты куда-то едешь. Любая поездка для меня большое событие.

Я люблю море. Не смотря на то, что я совершенно белокожая и моментально обгораю.