Миниатюра

Полный текст интервью с Кристиной также доступен на сайте спецпроекта “Вверх” в фокусе.

***
Я учусь в “Вверхе” полтора года. Пришла в прошлом году и попала в 10-й класс.
Когда я училась в коррекционной школе, мне не очень нравилось туда ходить и особого желания учиться тоже не было. И однажды ко мне подошла приемная мама и сказала, что у нее есть предложение, что есть такая школа “Вверх” и можно попробовать, и предложила мне подумать.

Я сначала долго думала, идти или нет. Я тогда и позвонить никому не могла и спросить было не у кого, что за школа, как там все устроено. Мама позвонила, ей сказали: надо прийти и написать тест. Написала. Меня записали в 10-й класс.

Мне было очень страшно идти сюда. Ведь я никого здесь не знала. В обычных школах очень много людей. А сюда пришла – в классе 6-7 человек. И люди все очень разные, даже по возрасту разные. Сначала совсем не понимала, что делать, и было очень трудно понимать друг друга.

Я пришла в “Вверх”, чтобы восполнить пробелы. Мне хочется, чтобы я что-то знала.

В прошлом году я сдала экзамены за 9 классов. Русский на тройку, к сожалению, а математику очень уверенно написала. Вообще меня в моей школе долго уговаривали, чтобы я сдала ГВЭ. Ты навряд ли знаешь, что это. Это для детей с нарушением развития, экзамен по облегченной программе, там очень простые задания.

Здесь, в “Вверхе”, такого нет, все готовятся и сдают ОГЭ. А у меня в школе все пошли сдавать ГВЭ и мне тоже все говорили, иди сдавать по специальной программе, потому что это им было удобно, чтобы все из класса пошли и сдали все вместе. Но я сказала, нет, сдам ОГЭ. Пошла в другую школу и сдала ОГЭ. Получила 4 по математике.

Когда приходишь, например, в коррекционную школу, то быстро понимаешь, что столько времени тратишь впустую, там неинтересно учиться. А сюда приходишь и здесь интересно, здесь учителя такие темы рассказывают, такие предметы мы проходим.

Вверх – это дом. Дом для нас.

Мне сейчас понравилась литература. Читаешь, размышляешь над книгой, иногда я разговариваю и обсуждаю произведения с другими людьми. Недавно я прочитала “Темные аллеи” Бунина. Мне очень понравилось. Там про любовь и про предательство, про Надежду, как она не сдалась и, несмотря ни на что, продолжала жить всю жизнь одна.

Раньше мне очень нравилась математика. Она у меня получалась. Но я ее уже сдала, и поэтому с этим предметом мне уже скучно.

У меня есть пять направлений, кем хочу и могла бы стать. Первое направление – интересно быть ветеринаром. Но там биология и химия, а с этим у меня проблема. Большая проблема. А вообще, мне нравятся животные, как они чувствуют, как живут.

Второе направление – бухгалтером. Мне предложили из-за математики, потому что она у меня получается, но у меня желания особого нет.
Третье недавно ко мне пришло. Я бы хотела стать воспитателем детского сада.
Еще мне нравилось чернение, в 8 классе был предмет такой. Я брала когда линейку, все легко получалось. Поэтому и задумалась.

А еще мультипликация. Этим летом я ездила в замечательный лагерь, где научили делать звук для мультика или для фильма. Потом я посмотрела в интернете колледжи для поступления, к сожалению, нужно знать историю искусства и иметь большое количество рисунков, а у меня их нет. Очень жаль.

Раньше я совсем не обращала внимание на людей, на природу, на все, что окружает. Я просто музыку слушала и все. А сейчас я понимаю, что это важно: какие бывают люди, какие эмоции они испытывают, что чувствуют.

Я мечтаю о семье, о детях, о путешествиях. Мечтаю о музыке, хочется научиться играть на гитаре. Мне музыка помогает размышлять над жизнью. Раньше я совсем не интересовалась историей, а сейчас начинаю. Сначала хочу по России попутешествовать, а потом за границу.

В школе на уроке по развитию речи нам задали прочитать и кратко изложить текст про озеро Байкал. С тех пор мне больше всего хочется туда попасть и увидеть это место.

Этим летом начала много писать. И решила для себя: попробую понаблюдать за миром. И оказалось, что это так интересно.

Чтобы помочь ребенку из детского дома, у него надо спросить, что он знает, а чего не знает. И подробно ему рассказать то, чего он не знает. Но важно рассказывать понемногу, не все сразу. Чтобы он постепенно узнавал, как все устроено. И через какое-то время он сам сможет справляться с миром.

В “Вверхе” я научилась быть открытой. Я раньше была очень замкнутая, боялась говорить, боялась, что у меня не получится. Всегда думала, что если не так что-то скажу, то мне сделают плохо и мне станет неуютно. А сейчас думаю, а зачем этого бояться. Можно и говорить, и сказать можно неправильно, здесь свои, они поймут.

Я хотела бы собрать людей, тех, кто делает зло. И спросить у них: “Вы понимаете, что вы делаете?” А потом объяснить им как-то, что нельзя так делать.

Мне не нравится, что я много себя критикую и думаю о плохом. Надо как-то переписать и изменить эту привычку.

У меня немного опыта в дружбе. У меня была одна подруга, но я не задумывалась, что это такое. А сейчас я думаю, что самое главное – чтобы люди друг друга понимали. А чтобы понимать, надо человеку задавать вопросы и разговаривать с ним.

Близкий человек всегда ответит на вопрос.

Ты спрашиваешь, зачем жить? А зачем умирать?

Помогать надо, чтобы был такой опыт.

На человека больше всего могут повлиять поступки. А вообще, что угодно может повлиять.

Многие думали обо мне, что я нервный человек. Просто не все знают, что если что-то не так, то я громко могу сказать и заявить об этом. Но я не нервная.

Если хочешь общаться, то попробуй. Здесь один совет. Хочешь понять, нужен ли тебе человек – попробуй.

Идти дальше и не сдаваться помогает интерес и любопытство к миру: что будет дальше, что я могу сделать. Интересно себя узнать и свое будущее.

А тем, кто сюда приходит, я желаю приходить и не думать, что здесь будет все как в коррекционной школе, грустно и неинтересно, просто приходите и радуйтесь.