Зимний лагерь в Бельском Устье
Со 2 по 7 января волонтеры Центра “Вверх” провели зимний лагерь для воспитанников Бельско-Устьенского детского дома-интерната. Вечеринка в стиле “Великий Гэтсби”, архитектурный и кулинарный мастер-классы, йога, уроки фехтования, Рождественская ярмарка, кинотеатр, развивающие игры и салон красоты для всех – все это и много ярких сюрпризов наполнило жизнь ребят и волонтеров в эти зимние каникулы.
Летний и зимний лагерь в Бельско-Устьенском детском доме-интернате Центр “Вверх” проводит с 2013 года. Волонтеры Центра отправляются в небольшую деревушку Псковской области к детям и молодым людям в возрасте от 4 до 28 лет, чтобы проводить развивающие занятия, много общаться, находить друзей, заниматься спортом и делать все то, чего не лишены обычные дети в семьях.
Эти зимние каникулы не стали исключением – группа наших волонтеров провела недельную программу с ребятами в Бельском Устье. Ежегодная программа лагеря – и летнего, и зимнего – уникальна, занятия никогда не повторяются, а всегда создается что-то новое, разнообразное, по настроению и разным возможностям выбора для каждого.
В 2018 году зимний лагерь был проведен при финансовой поддержке компании DOW и Благотворительного фонда “Абсолют-помощь”, и мы выражаем большую благодарность за оказанную помощь и веру в нашу работу.
Волонтеры зимнего лагеря поделились впечатлениями, интересными историями и атмосферой, которую создавали они вместе с ребятами в эти новогодние каникулы.
Волонтер Ольга Шестакова о музыкальных занятиях в зимнем лагере в Бельском Устье 2018
Ранним утром все волонтеры идут собирать детей по интернату, чтоб отправиться на зарядку. Все кроме меня и Жоры. Мы идём в актовый зал. Время искать инструменты, двигать пианино, ставить стулья. Репетировать «в лесу родилась ёлочка» и «ветер с моря дул». Готовиться морально к тому, что может ничего не получиться, потому что к нам привезут (на колясках) много тех, кто не особо осознаёт что происходит вокруг. Я готовлюсь громко говорить и петь, это не очень-то просто. Жора пытается успеть проиграть аккорды всех заготовленных песен.
Читать дальше
— Давай спросим у них, какая бывает музыка?
— Да-да, они ответят что-то вроде «весёлая и грустная», и мы пойдём дальше.
В работе с особенными детьми ничего нельзя предугадать. Те, кто обычно был закрытым, могут внезапно запеть или закричать. А те, кто кричал, увлечься бубном и забыть обо всем и всех вокруг. Даже ответ на вопрос «Какая бывает музыка?» нельзя предугадать. Мы услышали ответы: быстрая, медленная, реп, рок, громкая, песни, но «весёлая и грустная» — нет. Хотя, слово «весёлая» было озвучено волонтером или воспитателем. Зато про грустную Катя Максимова сказала, что нет. Нет грустной музыки! Удивительно.
Как прошли наши занятия? Наверное, «безумно» самое подходящее слово. Особенно в моменты всеобщей радости и моего «Выступает оркестр странных народных инструментов Бельского Устья». Банки с рисом, барабан из коробки из-под печенья, найденные в дальнем шкафу погремушки и трещотки, что ещё для счастья нужно? Расстроенная укулеле, пианино и детские улыбки.
Музыка замечательна тем, что в ней не бывает ничего правильного и неправильного. Не бывает победителей и проигравших. Можно выбрать себе инструмент, можно играть громко или нет, можно внезапно затихнуть или простучать/греметь/петь ритм или мелодию. Для веселья многого не нужно, мы убедились в этом и убедили всех вокруг. Порой крикнуть очень громко, как тебе никогда в жизни не позволяли и есть счастье. А ещё петь или крутить треугольник, чтобы он звучал звонче.
Главное, чтоб все получали удовольствие от процесса, а ещё пробовали новое. Думаю, нам все удалось.
Вы знали, что в песне «Маленькой елочке холодно зимой» четыре куплета?
Одним из любимых пунктов программы в лагере оказался салон красоты и мастер-класс по уходу за лицом. Волонтер Инна рассказала о том, как все прошло
Тема зимнего лагеря была “Город в городе”. А что для девушек самое главное в городе? Это, конечно, салон красоты. И вот мы с Катюшей Поповой решили всех девчонок научить быть красивыми. Делали различные маски для лица – использовали и народные, и косметические средства, плели косы, завивали кудри, делали укладки. В итоге этот процесс так всем понравился, что пришлось и для мальчишек устраивать мастер-класс по уходу за лицом.
Читать дальше
Желающих было много, поэтому решено данное мероприятие проводить на постоянной основе, так как пацаны ждут нас в следующий раз с новыми рецептами масок.
Я, конечно, не понимала, понравится ли детям то, что мы предложим им делать или нет. И на этот случай был как всегда заготовлен план Б. Но к удивлению всё, как говорится, “зашло”. Мне понравилось им рассказывать про типы кожи, про поры на лице и про то, как правильно нужно за собой ухаживать. Было весело отдирать от лица чёрную маску-пленку, представляя, как всё ненужное выходит из организма вместе с ней. Приятно смотреть на их ухоженные и сияющие лица. Катя даже, по-моему, всерьёз задумалась о смене профессии))
“Ну-ка все встали в круг, за руки все взялись вдруг… Логоритмика и развивающие занятия вместе с Екатериной Поповой”
Мы вставали в хоровод, держались друг за друга и… Всегда происходит что-то удивительное. Удивительно новое в каждом ребенке каждый раз. Кто не может видеть – слышит, кто не хочет слышать – касается, кто может и видеть, и слышать, и петь – делает это для всех остальных. В том и чудо нашей “алгоритмики”, как называет логопедическую ритмику наш директор зимнего лагеря Лена Закирова.
Читать дальше
Да, мы в процессе учим овощи, фрукты, животных и птиц, развиваем речь, делаем упражнения на моторику и артикуляционную гимнастику. Но это так сухо… И не передает ни выражений глаз, ни улыбок, ни пожатия рук. А ведь именно с этим мы идем в Дом, и каждый волонтер на занятии логоритмикой взаимодействует с детьми, а дети находят способ пообщаться с нами.
Играть или заниматься? А что, только так можно? На наших занятиях было и то и другое, но это было в улыбке, и все ребята помнят, помнят и летом поют наши песенки с движениями, показывают мне свои языки с вопросом “он стал более накачанным?”, просят поиграть в речевые игры! И мы будем играть! И будем петь!
“Занятия йогой в Бельском Устье от Инны”
Эта история началась два года назад. Тогда я только прошла обучение по детской йоге, приехала в зимний лагерь и занималась со всеми девчонками и мальчишками из младшей группы йогой. Помню их расслабленность после занятий и заворожённые взгляды, когда мы с ними смотрели на свечку и то, как Настя Терсинских описывала занятия в своей газете.
Читать дальше
В этом году у меня было желание рассказать им что-то новое, научить ухаживать за собой, и поэтому разговоров про йогу я всячески избегала. И когда они меня спрашивали, когда будет йога, я, шутя, переспрашивала их: “Что? Ёлка? Йогурт? Ёжик?”
Но в один день я всё-таки решила провести занятие с “колясочниками”, так как понимаю, что для них это актуальнее всего. У них нет возможности пойти в спортзал и побегать с мячом, когда захочется. Чего уж там, просто по детскому дому пройтись…
С каждым ребенком, который не мог самостоятельно двигаться, был волонтёр, помогающий выполнять асаны, волонтер, поддерживающий спину в ровном состоянии, оказывающий просто моральную поддержку, находясь рядом. И как же я была счастлива быть с ними вместе, вместе дышать, практиковать и расслабляться. Я даже не заметила, что вместо отведённых 40 минут мы прозанимались полноценные полтора часа.
Хочу выразить свою благодарность детям за желание. Несмотря на все сложности, они хотят делать что-то новое, учиться, познавать, стараться. Мне это придаёт сил и мотивации. А главное, мне это даёт понимание того, чем мы будем с ними заниматься этим летом.
“Мастер-класс по фехтованию от Филиппы”
На предложение вести уроки фехтования в зимнем лагере у меня возникла неоднозначная реакция. Во-первых, я обрадовалась, потому что это была возможность поделиться любимым спортом с любимыми людьми. Во-вторых, я испугалась. Вдруг не получится? Вдруг никто не заинтересуется? Вдруг я не справлюсь?
Читать дальше
На первом занятии казалось, что все мои страхи оправданы. До этого с детьми я почти не взаимодействовала и, соответственно, поддержки с их стороны не ждала. В добавок к этому в последний момент мне было сказано, что занятие будет проходить в спортзале, в котором легко потеряться маленькому количеству людей.
Сперва я не смогла привлечь внимание всех и ребята разбрелись по залу. В тот момент я подумала, что может лучше бросить изначальный план и позаниматься индивидуально с каждым. Следом пришла группа девушек. На этот раз каждый начал заниматься по-своему – кто-то придумывал историю с принцессой, которую надо спасти, кто-то просто радовался возможности тыкать в другого рапирой, а кто-то начал усваивать техники защиты и ответа.
Впоследствии оказалось, что первое занятие было самое сложное. Потом все стало проще. Некоторым было интересно фехтовать, некоторым – поиграть с мечами.
Со второго дня ко мне начали подходить разные люди с просьбой пофехтовать. Я гордилась их прогрессом и радовалась, что удалось поделиться любимым спортом с любимыми людьми.
Спасибо всем за прекрасные занятия!
Филиппа профессионально занимается фехтованием около 20 лет, участвует в соревнованиях и входит в сборные Великобритании и Лондонской школы экономики.
“Кулинарный мастер-класс от Кати Фоминой”
Я уже не первый раз провожу кулинарный мастер-класс для наших ребят – хотя, как ни абсурдно, сама готовить особо не умею. Мне нравится учиться с ними в процессе, когда результат удивляет и их, и меня.
Кажется, самая действенная тактика – дать каждому возможность пройти все стадии готовки блюда. То есть, конечно, не так: один месит тесто, другой режет что-то для начинки, нет! У каждого участника мастер-класса мисочка, каждый ссыпает в неё по стакану муки, добавляет масло, сахар, сам вымешивает тесто. Мне кажется, самое важное – дать возможность выбора.
Читать дальше
Допустим, готовим пиццу. Подготавливаем разные ингредиенты: маслины, помидорки, сыр, ветчину. Каждый участник может на свою основу выложить то, что ему хочется, а также сколько ему хочется. Да пусть хоть только сыр будет – это его выбор.
В этом лагере кроме пиццы мы готовили печенки и макароны с разными соусами. Здесь тоже можно было выбрать – как украсить печенки, положить сверху мармелад, банан или шоколадку. С макаронами у нас были разные сорта, для соусов мы использовали разные специи и приправы, многие из них ребята видели впервые. Удивила их куркума, которая делает соус желтоватыми. Правда, больше всего им пришёлся по душе традиционный томатный соус.
Уверена, одна бы я не смогла удержать внимание ребят и уделить время каждому, спасибо волонтерам, которые разделили со мной в этот раз радость кулинарных открытий. Так круто, когда пицца уже почти готова, аппетитный запах разливается по всему коридору. Волонтеры и дети стекаются на кухню попробовать нашу стряпню. Кулинарный мастер-класс очень вдохновляет меня. Раньше у нас часто что-то не получалось, маффины получались зелёными, а суши-роллы разваливались. Но раз за разом я вижу интерес детей и наш прогресс. А знаете, что самое крутое? Когда оказывается, что они знают больше кулинарных лайфхаков, чем мы – и в какой-то момент сами начинают нас учить!
“Архитектурный мастер-класс от Марии Жестковой
Конец декабря. Много работы. Надо закрывать проект перед большим азиатским планом. Горят сроки. Некогда спать. В голове пульсирует мысль – «Бельское – архитектурный мастер класс!». Работаем. Не спим. «Материалы для занятий!». Едем на монтаж. Круглосуточный. Работаем. Оп! Новый год – магазины закрыты, картон не добыть, везти не на чем да и я уже в поезде. «Все…»
Читать дальше
Что ж. Экспромт, гений pinterest, и… бесконечно вдохновляющий факт – те, ради кого все.
А у них есть бумага, ножницы, карандаши, руки-крюки, художественное чутьё, незашоренность, любопытство, искренняя радость, удивительная послушность со своей системой иерархии на занятиях (есть работающие, есть и «наблюдающие за порядком»). У нас есть любовь. И все.
И получается! Разнохарактерные домики aka пакетики молока и большой каркасный дом с лампочками. Игра-пантомима в историю конструкции и команда из меня, Миши, Артема, Андрея, Валерии, Петра и всех.
И праздник. И очень счастье. Все*
“Алексей Красильников, студент Центра “Вверх”, волонтер зимнего лагеря о том, что дает ему лагерь”
Когда-то в мою жизнь пришли это место, эти дети и этот дом. Существует три причины, по которым я хочу приезжать туда снова и снова. Во-первых, дети там тебя всегда ждут. Во-вторых, там ты осознаешь смысл жизни. В-третьих, именно там я могу быть с самим собой, посмотреть со стороны на свое эго.
Читать дальше
Расскажу вам три истории из своей жизни.
1. Детский дом. Там я жил 15 лет. Меня растила добрая воспитательница Любовь Александровна. Там я приобрел любовь к людям.
2. Приемная семья. Там я жил 3 года. Именно там я стал еще больше любить людей. Я стал умнее, мудрее, начал мыслить по-другому, поступать иначе.
3. Бельское Устье. Там я познакомился с особенными детьми. Там был мой первый опыт в качестве волонтера. Именно с этими детьми я учусь быть счастливым и добрым, ценить каждый момент в своей жизни.
Почему я хочу ехать туда снова и снова? Я вижу прогресс в этих детях, когда мы даем им выбор, куда пойти: в салон красоты, в кино, на фехтование, балет, спорт, йогу или музыку.
“Волонтер зимнего лагеря Андрей о Рождественской ярмарке в Бельском Устье”
Последний день зимнего лагеря в Бельском. В это рождественское утро погода подарила немного снега, солнца и синего неба. Мы идем к детям делать рождественскую ярмарку. Сразу же после ярмарки отправляемся на вокзал, и замечательно будет проститься на такой яркой и доброй ноте.
Мы наряжаемся в карнавальные костюмы: китайские халаты, маскарадные маски, крылья ангелов, шутовские колпаки, новогодние шапки, цыганские, индийские и русские народные платья. Берем с собой печенье и вкуснейший компот. Ребятам предлагается фехтовать, разгадывать загадки, участвовать в спортивных мини-состязаниях, заниматься йогой, гадать на волшебном шаре и угощаться фирменным волонтерским рождественским печеньем.
Читать дальше
Вокруг атмосфера праздника и энергии, ребята улыбаются, веселятся. В лучших традициях Зимнего Бельского’18 они сами выбирают себе занятие: йога, гадание на волшебном шаре, фехтование, жонглирование, боулинг.
Каждый волонтер координирует ребят на своей “станции”, а это множество маленьких особенных встреч и радостей. Дети не выбирают что попало, они должны чувствовать доверие и симпатию к тому, с кем взаимодействуют. В конце действа появляется припасенная волонтерами для мощности завершающего аккорда туалетная бумага. В руках ребят она превращается в салют, летит в воздух, обматывает тела товарищей, рвется на конфетти.
Все маленькие встречи собираются в одну большую встречу, которая началась феерической дискотекой неделю назад и завершается не менее фантастической ярмаркой сегодня.
“О том, как ребята зарабатывали очки и получали подарки на Рождественской ярмарке, рассказывает наш “бельский” Дед Мороз Илья Кузнецов”
В последние дни декабря, в предпраздничной суете, когда мы готовились к отъезду в зимний лагерь в Бельском Устье, к нам в Центр пришли красивые люди с большим бумажным пакетом от Деда Мороза. В бумажном пакете были трепетно упакованные в праздничную бумагу подарочки, которые подготовили маленькие воспитанники дошкольного отделения школы №1231 на Ружейном переулке дом 3 в рамках акции “Копилка добрых дел”. Каждый подарок дети вместе с воспитателями и родителями упаковали своими руками и как будто сердцами. Помимо красивых подарков мы везли в Бельское и видеоприветы от деток из Москвы.
В самый разгар рождественской ярмарки ребята из Бельского увлеченно зарабатывали очки-денежки, принимая участие в разных активностях, которые были для них придуманы волонтерами. А наградой победителям и стали подарки и видеоприветы, которые мы привезли из Москвы из дошкольного отделения на Ружейном.
Такое вышло взаимодействие. Такой новый год.
Читать дальше
… Был это последний день нашего лагеря, самый снежный и солнечный из всех, что были. Подготовка была быстрой. Несколько минут на подготовку “купюр”, их нарезали волонтеры из бумаги, и все было в принципе готово. Оставалось выбрать наряд для продавца, взять подарки и можно было приступать.
Проходило все следующим образом – чрезвычайно хаотично)
Четкого списка что сколько стоит не было и не могло быть, так как все дети очень разные, и ценность каждой бумажечки очень разнилась в зависимости от того, кто тебе ее принес. Поэтому инфляция прыгала как угорелая, и все было очень сложно)) Первое что купили – была жестяная коробочка с конфетами, самая дорогая вещь) Аж за 20 бумажек. После этого наступило затишье на пять минут, так как никто больше не понял, что у меня можно что-нибудь купить и все тратили свои кровно заработанные на компот и печенье.
Но это прошло, и потекли рекою дети с попытками выторговать у меня шоколадных мишек и зайцев за три, а то и одну бумажку. Но дешевле 7 я их никому не отдавал, так что многие уходили, чтобы набрать еще. Сложнее всего оказалось пристроить тапочки. Так как они должны были быть по размеру покупателю. Но и они были проданы, за 18 бумажек. В результате все разошлось где то за 20-25 минут. В среднем дети тратили две попытки сторговаться и на третью уже набирали нужное количество денег, чтобы что-то выбрать и приобрести. Для самих детей, мне кажется, это было очень необычно и интересно, так как им мало удается бывать в ситуациях, когда они могут “заработать” и выбрать то, что им хочется. Очень рад, что нам удалось сделать что-то похожее.