Как «продать» математику подросткам

Миниатюра

Щенин Валерий Моназимович – преподаватель математики из Ижевска. Он ведет онлайн-занятия в проекте «Дистанционное образование» Центра «Вверх» и помогает ребятам из социально-реабилитационных центров «Росток» и «Веста» понять и полюбить математику.

Своим ученикам он разрешает называть себя Валерием Монализовичем, чтобы им было проще запомнить замысловатое отчество, а чтобы им было проще изучать математику, старается разрушить миф о сложности этой дисциплины и «продать» эту науку подросткам.

Валерий рассказал, почему ему нравится преподавать онлайн, как ему помогает в этом жизненный опыт и почему учителю важно вовлекать и быть вовлеченным.

Как вы попали в Центр «Вверх»?

Здесь уже давно преподавателем работает моя знакомая. Мы часто с ней встречались поиграть в настолки. И каждый раз, когда нужно было разъяснить правила новой игры, я брался за это. И она мне как-то сказала: «Валер, ты так классно и понятно объясняешь и математику знаешь. Может быть, ты к нам пойдёшь математиком?» И я пошел.

 Сложно ли работать онлайн?

Так получилось, что у меня большой опыт работы в сфере продаж. До преподавания я часто общался с клиентами дистанционно, для меня это привычно, и онлайн контакт устанавливать получается даже лучше. Я замечательно себя чувствую в этом формате, никаких проблем у меня не возникает.

 Как «продать» математику подросткам?

Разрушить миф о сложности. Уверен, найдется много взрослых людей, которые скажут: «Математика – это не мое, математика очень сложная». А что говорить о детях? Многие ребята приходят ко мне на занятия именно с таким убеждением, и это проблема, которая мешает сделать им шаг навстречу.

Поэтому перед тем как начать заниматься, я их сначала убеждаю в обратном, что математика – не такая уж страшная штука. Я рассказываю о собственном опыте. Сейчас я преподаю математику, но в детстве, когда я сам еще учился в начальной школе, я по математике был двоечником. Потом у меня получилось с ней подружиться.

Я понимаю каждого ребенка, у которого возникают трудности с математикой. Собственный опыт помогает ощутить, что это конкретно этот мальчик или девочка думает, что он чувствует. И чаще всего страх перед математикой – просто неуверенность в себе и пробелы в знаниях. Моя работа заключается в том, чтобы уверить каждого ребенка, с которым занимаюсь, в том, что курс математики до девятого класса способен освоить каждый человек.

К тому же опять выручает мой опыт в продажах. Ведь с чего вообще начинается продажа? Первый этап продаж – это приветствие, установление контакта. Важная часть моей преподавательской работы – это установление контакта с учеником. Установил контакт – человеку со мной приятно разговаривать и иметь дело, после этого работа идет легче. Когда ребенку интересна моя личность, ему приятен я как человек, как учитель, объяснить ему что-то становится гораздо проще, он начинает тебя слушать и слышать.

Как замотивировать ученика заниматься?

Продавая что-то, я всегда пытался понять, нужно ли это человеку, и, если понимал, что да, пытался обосновать эту необходимость ему и рассказать, с какой его жизненной проблемой эта вещь или услуга поможет справиться.

Я провожу урок по математике, и при этом я стараюсь рассказать, где это в его жизни может пригодиться, мы с ним думаем о том, что ему близко, что не близко. Можно сказать, провожу такой краткий курс профориентации именно по своему предмету.

Делюсь личными примерами, что, например, у меня лично в его годы хорошо получалось. Спрашиваю, что ему интересно, и связываю задания с этой его целью, с его желанием.  В общем-то, это всё классические продажные приемы. Мы соединяем то, что хочет человек, с тем, что мы ему даем, и выстраиваем между этими вещами взаимосвязь.

Еще я стараюсь донести до своих учеников мысль, что «Сегодня» завтра будет «Вчера», а еще вчера «Сегодня» было «Завтра».

То есть, несмотря на свой юный возраст, они уже сейчас сами делают свое будущее, и им выгоднее не упускать то время и те возможности, которые у них есть именно сегодня.

Мы стараемся рассмотреть картину будущего с разных ракурсов. Некоторые ребята, и таких много, не понимают, например, что такое экзамен в принципе, как он будет проходить.

У меня есть несколько старшеклашек, которые, когда мы решаем задачу по математике, периодически смотрят в таблицу умножения. Это говорит о том, что они не понимают, что им нужно учиться считать самостоятельно, у них нет понимания, что на экзамене им это будет недоступно. И я им рассказываю, об условиях, в которых проходит экзамен, чтобы для них это не было неожиданностью и еще большим стрессом.

Еще я бы сказал, что хорошо мотивирует моих учеников, так это моя собственная вовлеченность. Когда ты сам любишь свой предмет, дети это чувствуют, и это «заразно». Не всегда и не со всеми, но это работает.

 Какие основные, на ваш взгляд, трудности испытываете вы и ваши ученики во время обучения?

Выделю четыре самых заметных для меня:

Первое – у наших детей есть трудности с абстрактным мышлением. Я как математик и педагог точных наук для себя это особенно выделяю. Это нередко становится камнем преткновения на занятиях. Как объяснить, например, что такое «минус 10», если ребенок это не может потрогать?

Второе – трудности с формулировкой мыслей. Зачастую ребенок даже понимает, как решить задачу, знает ответ на ваш вопрос, но не знает, как это обернуть в словесную форму.

Третье – проблемы с дифференциацией текста. Ребенок читает текст больше одного абзаца и в финале забывает, что было в начале. Не может выделить ничего, чтобы записать дано. Он воспринимает текст как цельный кусок. И основное, чему мне приходится часто учить учеников, – это даже не манипуляции с цифрами, а просто верно читать задание.

Четвертое – большие пробелы в знаниях и мало времени на их заполнение.

Простой пример: у меня была ученица девятого класса, у нее близился ОГЭ, но последние несколько месяцев перед экзаменом мы учились умножать столбиком.  Это реальность практически всех педагогов Центра «Вверх»: низкий старт у ребенка и мало времени, чтобы восполнить пробелы в знаниях.

Нередко преподаватели сетуют, что их ученики на уроке справляются с задачей, а дома самостоятельно то же самое сделать не могут. Вы сталкивались с такой сложностью в своей практике?

Да. В таких случаях я действую так: уже на занятии даю поле для самостоятельного решения. Классика: сначала разбираем вместе, затем даю задание, которое он решает сам, в процесс не вмешиваюсь, после вместе разбираем. Так у него появляется первый опыт самостоятельной работы.

Иногда хитрю, например, после того как мы с учеником разбираем на уроке задачу, даю ему для самостоятельного решения подобную задачу, но более низкого уровня сложности. Ребенок не понимает, что я ему доверил более лёгкую задачу, он её решает, и у него появляется мысль: «Ого! Это я сам решил то, что мы вместе с учителем кое-как сделали, и у меня получилось?! Офигеть!» Его уверенность в собственных силах повышается. Так мы создаем ученику ситуацию успеха.

И конечно, важно не просто решать с учеником задачи, а давать ему четкий, понятный алгоритм ее решения и пример. Тогда, занимаясь тем же самостоятельно, у него будет опора.

 Тогда еще такие две задачки, которые учителя на уроках часто решают каждый по-своему. Например: студент использует ChatGPT для выполнения домашнего задания, что делать?

Я стараюсь его отговорить от этого. Объяснения мои просты: ты в любом случае тратишь свое время, но в случае выполнения домашнего задания самостоятельно ты тратишь его, делая себя богаче, получая знание, а в случае использования нейросети – беднее, ты тратишь время на то, чтобы НЕ получить знания. Это бессмысленно.

А что делать, если ученик во время урока часто отвлекается на телефон или сидит в интернете на занятиях?

Можно применить партнерский подход. Например, 10 минут мы занимаемся и 2–3 минуты я ему даю на то, чтобы он позанимался своими делами в телефоне.

 Как вы поддерживаете свою вовлеченность и свою мотивацию, когда устали и очень трудно?

Что помогает мне: первое – самодисциплина. Усталость пройдет, а самодисциплина поможет не отстать, и дело не пострадает. К тому же зачастую срабатывает магия занятия: когда ты уставший начинаешь урок и видишь улыбку на лице ученика, в какой-то момент ты загораешься. Главное – начать. У многих преподавателей так работает.

Второе – в моменты кризиса взвешивать плюсы и минусы своей работы. Когда выделяешь и одно, и другое, чаще всего оказывается, что плюсов получается больше. В нашей работе много благодарности и ощущения, что ты все делаешь правильно.

Третье – мысль о том, что ты делаешь важное дело. Наша работа – это работа с детьми в сложной ситуации, и мы можем эту ситуацию им хоть как-то облегчить. Эта мысль правда помогает. Лично мне гораздо легче работается в тяжелые моменты, когда я думаю о том, что, возможно, благодаря тому, что я сейчас помогу ученику решить задачку, у него жизнь будет счастливее и это повлияет на его судьбу в положительном ключе. В этом и есть цель обучения: чтобы наши ученики по социальной лестнице шли вверх, а не вниз.

*Проект «Дистанционное образование» реализуется при грантовой поддержке «Лемана ПРО»