Инструкция ко взрослой жизни: как студенты Высшей школы экономики помогают молодым людям стать самостоятельнее и решать правовые вопросы

Миниатюра

Проект «Правовая азбука для НКО» — мост между студентами Высшей школы экономики и молодыми людьми из Центра равных возможностей «Вверх», которые столкнулись с трудными жизненными обстоятельствами. В течение двух лет команда проекта проводила мастер-классы, деловые игры и готовила практическое пособие «Инструкция ко взрослой жизни» I  и «Инструкция ко взрослой жизни» II, помогая участникам разобраться в трудовом праве, финансовой грамотности и других важных темах.

Какие компетенции пригодились организаторам проекта и с какими сложностями они столкнулись в процессе работы? Об этом и многом другом мы поговорили с руководителями проекта «Правовая азбука для НКО» Екатериной Сергеевной Батусовой, кандидатом юридических наук, доцентом Департамента публичного права факультета права НИУ ВШЭ, и Марией Михайловной Панариной, кандидатом юридических наук, доцентом Департамента публичного права и научным сотрудником Департамента права цифровых технологий и биоправа факультета права НИУ ВШЭ.

Инструкция ко взрослой жизни: как студенты Высшей школы экономики помогают молодым людям стать самостоятельнее и решать правовые вопросы

Как вы считаете, какие навыки и компетенции студенты НИУ ВШЭ развили в ходе проекта?  

— Их много, — признаётся Екатерина Сергеевна Батусова. — В частности, навыки командной работы, адаптации подачи материала для разной аудитории, анализа практических проблем, глубокого уяснения тем. И главное — желание помогать и осознавать свою ответственность за передачу знаний не на бумаге, а на деле.

— Студенты научились применять профессиональные знания для решения социальных задач, — делится Мария Михайловна Панарина. — Они развили эмпатию, социальную ответственность, коммуникативные навыки. Задача была непростой — перевести сухой правовой материал в конкретные советы, например, как оформить и получить социальную льготу, защититься от мошеннических действий, как максимально реализовать все свои правовые возможности и защитить свои права. Здесь уместно привести цитату Чарльза Диккенса: «В этом мире приносит пользу каждый, кто облегчает бремя другого человека». И это правда.

Инструкция ко взрослой жизни: как студенты Высшей школы экономики помогают молодым людям стать самостоятельнее и решать правовые вопросы

 

—  Были ли сложности в адаптации программы под потребности студентов Центра «Вверх»? Как вы их преодолевали?  

—  Каждая группа уникальна, — объясняет Екатерина Сергеевна. —  Заранее невозможно предугадать, как пройдет занятие, в связи с этим готовится сценарий с учетом возможной активности, разные формы заданий, разное количество, разная сложность. Например, письменная или устная форма, видеозадание или презентация.

—  Ключевым был правильный настрой команды, — добавляет Мария Михайловна. — Мы проводили инструктажи, объясняли, например, что студентам не нужно цитировать статью 15 ТК РФ (трудовые отношения) на занятиях, а донести до обучающихся Центра: вот такие есть условия трудового договора, они должны быть в любом договоре, а если их нет, то к такому работодателю вообще не стоит обращаться с вопросом трудоустройства. То есть это живой правовой материал, и студенты это сразу понимали, и ребята из Центра тоже, поэтому всем такой интерактивный подход был по душе. Мне кажется, в этом одна из основных задач образовательного подхода «обучение служением»: студенты видят, как могут работать их знания на благо общества, для решения проблемных вопросов, но только в том случае, если они встанут на сторону человека с социальными вопросами.

 

—   Как вы оцениваете эффективность формата мастер-классов и деловых игр для студентов центра?

— Положительно, — уверяет Екатерина Сергеевна. — Мы не увлекаемся теорией на занятиях, упор делается на формирование практических навыков. Эти форматы позволяют, с одной стороны, дать ребятам возможность почувствовать себя в новой для себя роли в незнакомой ситуации по сценарию игры, решая разные практические вопросы. И идеальным результатом будет, если в реальной жизни, столкнувшись с похожей ситуацией, они вспомнят инструменты с занятий и поступят правильно. Когда студенты рассказывают, что они вспомнили занятие и поступили, как им рассказывали, это для нас означает, что материал точно воспринят. Важным для уяснения также является присутствие на занятии преподавателя или психолога центра, это помогает подобрать подход к аудитории.

— Лучшая оценка — от самих студентов Центра, — отмечает Мария Михайловна. — Я лишь могу передать собственные скромные ощущения. Изначально, когда я подходила к психологу Центра Руслане Яценко, я спрашивала, чем могут наши студенты факультета права помочь. Затем, через некоторое время, появилась идея создать общий буклет, который мог бы взять обучающийся центра домой (пусть даже если он не посещал наши мастер-классы) и разобраться с каким-либо правовым вопросом в спокойной обстановке. Я считаю, что задача проекта выполнена, если не осталось ощущения незавершенности. Все наши студенты однозначно отмечали, что такая форма погружения в адресную помощь, работа с разными классами, позволила каждому из них вынести своё — свой социальный опыт и поделиться всем своим накопленным опытом и знаниями, оставив для ребят правовые подсказки в форме буклета. В этом была и остаётся миссия проекта.

 

—  Какие дальнейшие шаги вы видите для развития проекта? Есть ли планы масштабировать его на другие НКО или образовательные учреждения?  

— Знаниями надо делиться, и, как мне кажется, у наших студентов это получается, получается разъяснять непонятное, получается делиться опытом, — отмечает Екатерина Сергеевна. —  И мы видим, что им это нравится и они хотят продолжать это делать.

—  В следующем году планируется создание обновлённого буклета с новыми темами, — делится планами Мария Михайловна. — Хотим обменяться опытом с коллегами, посмотреть их наработки и расширить образовательные горизонты нашего проекта.

Инструкция ко взрослой жизни: как студенты Высшей школы экономики помогают молодым людям стать самостоятельнее и решать правовые вопросы

 

 

Также в беседе приняли участие студентки Высшей школы экономики, участвовавшие в проекте: Анастасия Куприна, которая во время работы над проектом обучалась в Институте образования НИУ ВШЭ на программе «Педагогическое образование», и Екатерина Долгополая, выпускница 2025 года образовательной программы «Юриспруденция». Они рассказали об их опыте работы с Центром равных возможностей «Вверх» и поделились своими задачами, ценными уроками и размышлениями о социальных инициативах.

 

 Чем конкретно вы занимались в проекте?

«На первом этапе мы провели встречи с партнёрами, проанализировали целевую аудиторию и изучили её потребности. На основе собранных данных сформировали список приоритетных тем — как соответствующих нашим интересам, так и связанных с образовательными программами. Далее мы согласовали формат мастер-классов и составили график их проведения. После этого совместно с командой разработали методические рекомендации. С самого начала мы ориентировались на создание не просто методички, а рабочей тетради — поэтому структура и оформление были подчинены этой задаче», — вспоминает Анастасия.

«Суть проекта заключалась в том, чтобы провести для ребят полезное занятие. При поддержке кураторов я собирала и обрабатывала материалы, а затем адаптировала их, чтобы информация была понятной и доступной для аудитории. На занятии я рассказывала о трудовом договоре, договоре ГПХ и самозанятости, объясняя ключевые различия между ними, а также их преимущества и недостатки», — делится Екатерина.

 

Инструкция ко взрослой жизни: как студенты Высшей школы экономики помогают молодым людям стать самостоятельнее и решать правовые вопросы

 

 

 — Что стало для вас самым ценным в проекте?

«Самое ценное — пройти весь цикл: собрать мастер-класс, получить обратную связь и на её основе оформить рекомендации. Это был полноценный продукт, и возможность быть в нём инициативным участником действительно вдохновила. Ещё один важный результат — знакомство с центром «Вверх». До сих пор сотрудничаю с ними», — признаётся Анастасия.

«Самое ценное — это опыт подготовки практического занятия, переработка материала в доступную для ребят форму. Кроме того, я частично столкнулась с тем, чем обычно занимаются преподаватели, когда работают со студентами, и это было здорово», — говорит Екатерина.

 

Инструкция ко взрослой жизни: как студенты Высшей школы экономики помогают молодым людям стать самостоятельнее и решать правовые вопросы

 

 

 —  Были ли сложности в объяснении правовых тем студентам Центра? Как вы с этим справлялись?

«Я скорее работала не с правовыми темами, а с карьерными вопросами — рассказывала о том, как искать работу, составлять резюме. В целом, объяснять было несложно, но я понимала, что нужно тщательно подбирать релевантные примеры. Также ощутила нехватку времени для практики — карьерная грамотность требует больше часов. Кстати, позже мы с Русланой Яценко, психологом Центра «Вверх», собрали полноценную учебную программу по этой теме — на волонтёрской основе», — делится Анастасия.

«Конечно, такие моменты были, ведь все мы за годы нашего обучения привыкли к определённой терминологии и академическому типу общения, а здесь нужно было всё рассказать максимально доступно. Я представляла, как бы объясняла эту тему младшему брату или сестре, которые не связаны с правом», — вспоминает Екатерина.

Инструкция ко взрослой жизни: как студенты Высшей школы экономики помогают молодым людям стать самостоятельнее и решать правовые вопросы

 

 

 —  Как изменилось ваше отношение к социальным проблемам после участия в проекте?

«Я поняла, что действительно могу делать что-то своими руками. Образование — это та сфера, где я ощущаю возможность решать социальные задачи, пусть даже на локальном уровне. Этот опыт дал мне уверенность в этом», — делится Анастасия.

«Наверное, я поняла, что каждый человек может внести свой вклад и оказать другим поддержку, даже если он не обладает каким-то большим количеством материальных ресурсов», — признаётся Екатерина.

Этот проект — не просто серия мастер-классов. Это история взаимного обмена: знаний и эмоций, опыта и доверия. Студенты Высшей школы экономики учили, но и сами учились — быть чуткими, открытыми, находить общий язык с теми, с кем их жизненные пути могли никогда не пересечься. А студенты Центра равных возможностей «Вверх» получали не только правовые инструменты для взрослой жизни, но и уверенность в том, что в мире есть люди, готовые помочь без условий и оценок.