Дистанционное образование: опыт поездки в Астрахань

В настоящий момент в программе дистанционного образования принимает участие 10 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Разные города: Челябинск, Ижевск, Иваново… Три центра южнее всех – в Астраханской области: «Ручеек» в селе Икряное, «Юность» в городе Нариманов и «Созвездие» в самой Астрахани.
Преподаватели Центра «Вверх» проводят там дистанционные занятия с 2019 года. В этом году нам представился шанс съездить и лично познакомиться с теми, кто раньше всегда был по ту сторону экрана компьютера. Такие командировки столь же редки, сколь необходимы, и мы очень благодарны нашим партнерам из БФ «ВТБ-Страна» за эту возможность.
О поездке в Астраханскую область рассказала Елена Иванова, координатор программы дистанционного образования.
– Елена Борисовна, почему эта поездка была так важна? На что вы обращали внимание?
– Цель нашей поездки – личная встреча. Технологии открыли для нас возможность помогать тем, кто далеко, и постоянно быть на связи, но всё ещё не могут полностью имитировать личное общение. Мы очень хотели пообщаться с детьми – не через экран, вживую! – узнать о них побольше от них самих. Хотели послушать, какие планы они строят на будущее, куда думают поступать, какие цели ставят. Спросить, нравятся ли им наши занятия, помогают ли они им в учебе в школе… Это общение личное, более доверительное. Всегда легче понять человека, когда вы сидите за одним столом и пьете чай. Они, конечно, тоже нас послушали – о том, как устроен Центр в Москве, как мы там живем и как работаем, чтобы им помогать. Общение с руководством центров тоже многое дает, смогли обсудить волнующие нас вопросы.
– Какие вопросы вы называете «волнующими»?
– Волнующие – те, с которыми мы часто сталкиваемся: как сделать программу более эффективной? Как наладить связь наших преподавателей со школьными учителями? Нам всегда важно их мнение, как они думают: есть ли прогресс у ребенка? С чем еще нужно поработать?
Важный вопрос: как удержать в программе учеников, которые возвращаются в семью? Многие дети находятся в социально-реабилитационных центрах временно, пока их родители не выйдут из кризисной ситуации. Эти ребята тоже попадают к нам в программу. Мы всегда радуемся возвращению ребенка в семью, но в некоторых случаях учебный процесс замедляется или прекращается вовсе, теряется связь с учеником. Причины бывают разные: например, у семьи нет компьютера дома, отдельной или хотя бы достаточно тихой комнаты, чтобы никто не отвлекал. У родителей может банально не хватать сил и времени, чтобы поддерживать дополнительные занятия своего ребенка, на это тоже нужен внутренний ресурс. В такой ситуации на помощь могут прийти педагоги из детских домов. Мы обсуждали, как сделать так, чтобы такие дети тоже могли продолжать обучение.
– А о чем спрашивали ученики?
– Многие спрашивают: «Что нужно, чтобы получить три?»
Этот вопрос может показаться провокационным. Мол, лентяи, не хотят никаких сил приложить, чтобы хорошо сдать! Но начинаешь разговаривать, разбираться, слушать – и становится понятно: они на самом деле очень мало знают, сильное отставание по программе. В этом случае «тройка» – отличная оценка, практически предел мечтаний. Они это спрашивают не из праздного любопытства, а потому что пытаются понять, как справиться, как вообще сдать экзамены.
А ещё были вопросы о том, удастся ли списать на ОГЭ. Та же мотивация – страх не сдать, вообще ничего не написать. Объяснили, конечно, что даже если пронести шпаргалку и перечесть её где-нибудь в туалете, то этого не будет достаточно. Без понимания предмета хорошо не спишешь. Пока в класс возвращаешься – всё забудешь.
Это сильно отрезвляет, конечно. Понимаешь, что для них написать хоть как-то, хоть что-то – такая же сложная и серьезная цель, как для других ребят – сдать на «отлично» или на 100 баллов, поступить на бюджет в крутой вуз. И непонятно, кому из них придется больше усилий приложить, чтобы своего добиться.
– Как дети и подростки попадают в программу «Дистанционное образование»?
– Все наши студенты нуждаются в нашей помощи, потому что они не справляются со школьной программой. Сотрудники детского дома смотрят, по каким предметам ребенок не успевает, где самые серьезные проблемы, и отправляют нам запрос. У нас и старшеклассники, и средняя школа. Сейчас всё больше и больше детей появляется из младших классов. Это, на самом деле, очень хорошо! Чем раньше они начинают дополнительные занятия, тем больше у них шансов и программу догнать, и экзамены сдать без особых помех в будущем.
Изначально, в 2013–2014 годах, цель программы «Дистанционное образование» была как раз помогать детям получать лучшие оценки и поступать в колледж, в техникум, на профессии, о которых ребята мечтали, или поступить в ВУЗ. То есть мы работали со старшеклассниками, в основном. Но если раньше девятиклассник мог попросить помощь по двум экзаменационным предметам, то сейчас почти все просят четыре предмета. Все, которые они выбрали для ОГЭ, включая русский язык и математику. Если раньше подросток сам мог подготовиться наполовину или хотя бы на 25 процентов, то сейчас они нуждаются в стопроцентной помощи.
Ситуация не становится проще и из-за того, что повышается средний балл для поступления. Проходной балл – 3.6–3.8, а у подростков – 3.1–3.2. Отсюда и тревога, и вопросы про списывание. Для них «сдать экзамен и поступить в колледж/техникум» равно «выйти из детского дома и начать самостоятельную жизнь». Это очень высокая ставка.
– Почему именно это направление – сложное? С какими трудностями сталкиваются педагоги?
– В старших классах самое сложное – восполнить пробелы. Например: девочка в 9-ом классе, приходит на математику к нашему преподавателю, и выясняется, что она даже умножать столбиком не может. А у нее ОГЭ через несколько месяцев. Очень много таких историй, когда огромное несоответствие между классом и реальными знаниями. Преподаватель должен быть готовым к тому, чтобы за год не просто подростка к экзаменам подготовить, а практически с нуля с ним предмет изучить.
Это психологически очень и очень непросто. Иногда у ребенка что-то не получается – и он начинает плакать… Это, конечно, чаще младшие ребята. У старших другая стратегия – они закрываются, уходят в протест. «Я ничего не знаю! Ничего не буду! Всё бесполезно!» Могут просто встать, уйти и не вернуться. Нужно быть к этому готовым, стараться себя не винить и не казнить.
Есть и другая сторона, дети в целом очень открытые, особенно когда понимают, что их готовы слушать. Иногда ученик может долго рассказывать о своей жизни, если его не остановить, то к теме урока даже не успеешь притронуться. Тут тоже нужен баланс, умение почувствовать ситуацию – если у ребенка что-то произошло, нужно, конечно, выслушать, и только потом плавно повернуть к уроку. Важно, чтобы педагог хотел и умел подружиться, наладить контакт с учеником. Дистанционно это, конечно, сложнее сделать. Но у нас много таких историй – про поддержку, взаимопонимание, дружбу. Ребята всегда на это реагируют положительно, ценят за индивидуальный подход, внимание к личности. Школа не всегда может это дать, это задача семьи. Но что делать, если семьи нет?
Еще одна сложность – отклик и мотивация. Не все дети хотят и умеют учиться. Стимул для них – осознание, что экзамены близко и их нужно сдать. Или исправить двойку в четверти, например. Это ещё понятные цели, близкие и не очень абстрактные, тут ребенок еще способен хоть как-то себя дисциплинировать, но, увы, не всегда. Тут, по-хорошему, надо уметь замотивировать так, чтобы им на самих уроках было хорошо, интересно. Это и простое человеческое внимание, и ситуации успеха. Очень приятно, когда сначала ничего не получалось, а потом получилось! Конечно, большая любовь к своему предмету нужна и желание делать его понятным и хоть чуточку любимым – для других. У нас были ситуации, когда ребята просто из интереса занимались, не ради экзаменов. Это, конечно, нас самих очень радует и мотивирует, но таких историй пока не очень много.
– Сколько человек в программе «Дистанционное образование» доходит до выпуска? Кого больше: тех, кто отсеялся, или тех, кто закончил?
– Большая часть ребят заканчивает, отсеивается 10–15%. Бывает, что сам ребенок отказался от обучения, но позже вернулся (отказывается он, например, в 7–8-ом классе, а в 9-ом возвращается). Основная причина – ушел, потому что вернулся в семью, связь с центром прервалась. Конечно, думаем, что с этим делать.
– С чем вы вернулись из этой поездки, с каким результатом и выводами?
– Мы познакомились с коллегами и детьми лично. Мы – оценили ситуацию, получили обратную связь, они – больше узнали о Центре «Вверх», о том, чем именно мы можем помочь. О нашей миссии теперь знают больше!
Конечно, когда вот так общаешься, лицом к лицу, становится проще. И это не только в моменте, дальше, когда уже разъехались, – тоже. Я для них теперь живой человек, а не картинка с экрана и не голос в телефонной трубке. Уже сейчас, спустя пару месяцев после поездки, заметно, что общение с кураторами в детских домах стало более продуктивным, осмысленным, и вопрос коммуникации со школьными учителями уже не стоит так остро. Мы укрепили связь. Надеемся, что наше сотрудничество теперь принесет больше положительных результатов.
*Программа реализуется при грантовой поддержке Благотворительного фонда “ВТБ-страна”