Что мы делаем

Миниатюра

Полный текст интервью с Катей также доступен на сайте спецпроекта “Вверх” в фокусе.

У нас часто спрашивают, сколько требуется времени, чтобы пройти программу за девять классов, сдать экзамены, получить аттестат. Обычно мы теряемся с ответами. К нам приходят уже взрослые ребята после девяти лет школы восьмого вида, после или во время обучения в колледже. К нам приходят ребята с разной историей и разными способностями. Движет ими желание доказать миру и себе, что они ничем не отличаются от других, что они могут одолеть физику и математику, роман Толстого и пару фраз на другом языке, что могут на равных со всеми сдавать экзамены, на равных со всеми могут выбирать свою жизнь.

Одинаковых дорог не существует, кому-то потребуется три года на программу, а кому больше пяти лет. В прошлом году группа, в которой училась Катя, закончила девятый класс. Катя сошла с дистанции в мае, не получилось сдать математику и химию. В июне на выпускном ребята получали аттестаты, а Катя уже знала, что ей придется проходить программу в очередной раз. На выпускном мы аплодировали Кате, потому что сил на то, чтобы снова идти той же дорогой, нужно очень много.

Человек сам на себя может влиять. Если человеку что-то надо, то он будет это делать. Важно, насколько человек этого хочет. Поэтому мне не запретишь учиться и снова пытаться и биться о стены, даже если это никому не нравится. Я для себя решаю, и я иду. А сложности — это просто часть моей дороги.

Меня зовут Катя. Мне 21 год.

Я пришла в «Вверх» четыре года назад. Пришла, чтобы получить аттестат. А аттестат — чтобы пойти учиться в общеобразовательный колледж, получить профессию, стать, например, парикмахером.

По коррекционному образованию нельзя пойти учиться на парикмахера. У меня не написано в свидетельстве об окончании о том, что я закончила коррекционную школу, но по набору предметов сразу видно: что-то здесь не то.

Коррекционное образование — это образование на базе пяти классов общеобразовательной школы. Это просто взять программу пяти классов и расширить ее на девять лет. Там, например, нет химии, физики, английского языка. Я думаю, человеку все-таки полезно знать и химию, и физику. Например, знать о том, как двигается электропоезд и как работает двигатель в машине.

После девяти лет и свидетельства об окончании я закончила колледж по профессии «швея». У меня был выбор: пойти учиться на швею или работать с землей, что-то там еще с компьютерами было связанное. Надо было что-то выбрать, и я пошла «на швею».

Параллельно, пока я училась в колледже, пошла учиться в «Вверх». Прошла через шестой, седьмой и восьмой класс. Я думаю, что «Вверх» дает возможность получить образование, государство ведь нам такой возможности не дает, оно говорит: ты получил свидетельство, иди этой дорогой, и неважно, хочешь ты этого или нет.

Учиться в «Вверхе» не очень сложно. Важно повторять. Каждый день по часу или два в день повторять то, что прошел в течение дня.

#каждый_день_вверх

Я думаю, что много ребят бросает «Вверх», потому что мы не привыкли пахать и работать по-настоящему, не привыкли ставить цели. В школе мы почти не учились, откуда у нас будет такой навык. Поэтому здесь сложно, поэтому многие бросают. Но я бы посоветовала тем, кто приходит сюда, не сдаваться, несмотря на сложности и тяжелую дорогу, просто идти дальше, пробивать стены. Самое главное — это не бросать.

Откуда берутся силы

К цели надо идти. Все сейчас в жизни об этом. Все вокруг говорят, что я не смогу. Отсюда и берутся силы, приходится доказывать всем, что смогу. Когда пришла в вечерку, родственники не очень это поняли, никто не верил, что смогу, говорили: зачем это надо, иди работай, ничего у тебя не получится.

Я другой?

В начальной школе я даже не понимала, что чем-то отличаюсь от других, что мы идем по какой-то другой программе, что есть разделение на классы. А когда пришло время выпускаться, то поняла, что никуда с этим свидетельством пойти нельзя, что нигде ты не нужен. Тогда мне стало обидно и непонятно, что с этим делать. Учиться всегда было не сложно, почти никаких домашек. С ребятами из класса я уже давно не общаюсь. Мне это не интересно. Знаю, что все бывшие одноклассники без образования. Одна одноклассница растит ребенка, другая работает где-то в магазине.

Всегда продолжать идти

С тех пор как начала учиться, я стала сильная и упертая. Это я точно про себя могу сказать. Сильный человек — это тот, кто может решить свои проблемы. Поэтому думаю, что я взрослый человек. Работать я сейчас не успеваю из-за учебы. Но это в планах, я хочу съехать от родителей.

Когда мне говорят, что я не смогу, я стараюсь этого не слушать, просто продолжаю делать. В следующем году снова приду учиться в «Вверх», снова проходить девятый класс, буду снова стараться сдать экзамены. Если будет кто-то смеяться или обсуждать, что я снова пришла, меня это не будет сильно оскорблять. Я сильнее этого. Что мне до чужого мнения.

Зачем

Я не чувствую себя одинокой. У меня есть учеба, занятия, я каждый день прихожу в вечерку. На это я сейчас опираюсь, это помогает мне сейчас жить.

Мне важно работать, важно чувствовать себя частью общества. Важно что-то делать, просто сидеть дома я не смогу. Иногда и не важно, что ты делаешь, можно просто выходить из дома, разговаривать с людьми, видеть мир.

Нужна какая-то приблизительная цель, она будет помогать идти. Можно посмотреть, что нравится делать, и тогда хобби может превратиться в цель.

И если надо снова пройти девятый класс, то надо его пройти.

Я выросла в большой семье. У меня есть братья, родственники, дяди и тети. Мой брат учится в обычной школе, из семьи я одна закончила школу со свидетельством об образовании.

Дома не очень хорошо отреагировали на то, что я не сдала экзамены в этом году. Они ждали, что я уже все закончу с этой своей выдумкой про вечернюю школу. Говорили, что надо было больше заниматься. Не очень они меня поддержали. Видимо разочаровались, советовали бросить учебу и идти уже работать. Но сама я думаю, что просто надо продолжать.

Не школа для дураков

Если бы я могла что-то поменять в мире вокруг меня, я бы поменяла отношение людей к коррекционному образованию, чтобы общество не считало, что это позор. Я думаю, было бы лучше, если бы мир не делил школы на общую и коррекцию, можно ведь сделать общие с другой программой, более адаптированной, можно дольше учиться. Мне не нравится слово «коррекция», будто тебя изначально определяют «плохо понимающим». У нас много отправляли в класс коррекции из-за поведения и неусидчивости: голова у ребят хорошо варила, просто многие могли легко «послать» директора или учителя.

Я не распространяюсь о своем образовании, всегда что-то придумываю. Но думаю, что когда-нибудь смогу рассказать о своем прошлом. В этом году я смогла рассказать своему другу и крестной о вечерке. Объяснила им, что у меня нет общего образования, что сейчас учусь в вечерке, что такое бывает, что заканчиваю девятый класс, что, да, мне 20 лет и такое бывает. Они нормально отреагировали. А так больше никто не знает об этой части моей жизни. Даже родители никому об этом не рассказывают, а родственникам говорят, что я просто поздно пошла в школу. Знаете, есть еще шутка такая, что коррекция — это ШД, школа для дураков, как о таком можно рассказывать. Все просто думают, что я долго учусь.

Представляю себе карту

У меня нет любимых и нелюбимых предметов. Ко всем более-менее нейтрально отношусь. Просто надо учиться. Когда читаю книги, часто дохожу до середины и останавливаюсь. Последний раз так читала «Три товарища» Ремарка.

Мы не учили в школе географию. А сейчас, когда с кем-то разговариваю, уже лучше понимаю, кто из какого города и республики. Представляю это на карте. Так, конечно, интереснее жить. Если все отодвинуть, то я мечтаю путешествовать и побывать в других странах.

Я верю в будущее

Верю, что сначала закончу школу, потом колледж, освою профессию, найду работу, а потом у меня будет свой дом. Я верю в то, что все у меня обязательно получится в жизни. Я думаю, что я произвожу хорошее впечатление на людей. Я не люблю создавать проблем, просто есть свои цели, и я к ним иду.

Я не вижу разницы между собой и другими людьми. Между людьми, которых вижу на улице. Просто чтобы пойти учиться и приобрести профессию, нужно образование. Обидно быть лишенной выбора.